Игры для детей христианские. Игры в детском служении

1 Подготовьте список людей из Библии, занятия которых вам известны. Для этого вы можете использовать Библейский словарь. Назовите имя, и пусть желающий ответит на вопрос о его занятии. Можно также поделить игроков на группы.

Например:
1. Петр (рыбак)
2. Лидия (продавала одежду)
3. Павел (миссионер)
4. Дмитрий (серебряник)
5. Захария (священник)
6. Давид (царь, пастух)
7. Лука (врач)
8. Аввакум (пророк)
9. Исаия (пророк)
10. Закхей (сборщик налогов)

2 Цель этой игры: развить умение соотносить людей с местами в Библии. Назовите имена людей, которые встретились в особых местах, упомянутых в Библии. Игроки должны назвать место, где эти герои встретились.

Например:
1. Иисус и самарянка (колодец Иакова)
2. Иисус и Иоанн Креститель (река Иордан)
3. Гавриил и Мария (ее дом в Назарете)
4. Адам и Ева (Эдемский сад)
5. Два соглядатая и Раав (Иерихон)
6. Руфь и Вооз (поле недалеко от Вифлеема)

3 Подготовьте список библейских городов, с которыми игроки могли бы связать какое-либо событие из Библии. После того, как вы называете город, игроки должны сказать, какое событие там произошло.

Например: Ведущий говорит: "Я посетил город..."
1. Иерусалим - праздник Пасхи
2. Назарет - родной город Иисуса
3. Вифания - Иисус воскресил Лазаря
4. Наин - Иисус воскресил сына вдовы
5. Капернаум - Иисус исцелили сына царедворца
6. Вифлеем - рождение Иисуса

5Есть такая детская игра с мячом. Ребенок бьет мячом о землю и говорит: "Я знаю пять имен девочек: Оля - раз, Света - два, Катя - три...". И так он называет пять женских имен. Важно на каждый удар мяча говорить одно слово.

Попробуйте переделать эту игру на Библейских лад - "Я знаю пять Библейских женских имен: Мария - раз, Ева - два..." и т.д. Если игрок сбивается с ритма ударов или не может придумать имя, или говорит неправильно, то мяч переходит к следующему игроку.

Вот, что еще можно назвать в этой игре (играющий называет всегда пять заданных слов):

  • Библейские мужские имена
  • Библейские города
  • Библейские горы
  • Колена Израилевы
  • Апостолы Иисуса Христа
  • Книги Ветхого завета
  • Книги Нового завета
  • Послания Апостола Павла
  • и т.д.

6Ведущий на доске рисует какое-нибудь слово, которое встречается в Библии. Игроки должны угадать то, что он нарисовал и вспомнить все истории, где это слово упоминается.

Например, слово "змей". Оно упоминается:

  • в истории о грехопадении человека
  • медный змей, которого сделал Моисей и т.д.

7 На девяти карточках написаны имена современников патриарха Иакова: Авраам, Сарра, Лот, Агарь, Елиезер, Измаил, Исаак, Мелхиседек, Ревекка

Два игрока по очереди вытаскивают карточки. Выигрывает тот, кто первым возьмет три карточки с именами людей, замешанных в одном событии.

Например:

Сарра, Агарь, Измаил ("Изгнание Измаила") или Авраам, Лот, Мелхиседек ("Спасение Лота")

Примечание: можно подготовить карточки и с другими именами, связанными с другими событиями.

8Эта игра требует приготовления, но зато многоразовая. Возьмите несколько листов цветного картона формата А4. Приклейте внизу каждого листа 5 кармашков с номерками от 1 до 5. На каждом таком листе напишите тему вопросов: "Имена", "Птицы", "Животные", "Города", "Библейский стих" и т.д. (см. рисунок справа).

Скрепите листы между собой так, чтобы они висели один под другим (как показано на рисунке). В кармашки вложите листочки с вопросами согласно темам. Чем больше цифра на кармашке - тем трудней должен быть вопрос. Вопросы вы можете составить сами, а можете воспользоваться разделом

БИБЛЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ. Игра проходит следующим образом. Играют 2-5 команд. Каждая команда по очереди выбирает любой вопрос. Например, она называет "Птицы 3". Значит, ведущий достает вопрос из кармашка с цифрой 3 на листе "Птицы". Если команда ответила правильно, то она получает 3 очка. Если она не отвечает правильно, то ее вопросом может воспользоваться любая другая команда, первая поднявшая руку, и эта команда получит 3 очка за правильный ответ. Игра заканчивается, когда все листочки будут вынуты, то есть не останется вопросов. У кого больше очков, то и победил!

9 Играют 3-15 человек.
Загадывается один Библейский герой. Один игрок должен угадать его,
а остальные помогают ему. Все по очереди говорят одно слово, которое связано с этим героем.
Например, загадано Адам. Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т.д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ.

10 Это игра для детей или для тех, кто только начинает изучать Библию.
Играют 5-10 человек.
Каждый участник пишет на маленьком листочке имя одного Библейского героя, историю про которого он сам хорошо знает. Затем листочки свертываются и перемешиваются. Игроки тянут по одному листочку и по очереди рассказывают про того Библейского героя, имя которого им досталось.
Если игрок затрудняется в рассказе, то ему помочь должен тот, кто писал выпавшее имя.

11 Для игры требуется 3-10 человек. Один человек выходит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
Например:

  • это живое?
  • это деревянное?
  • это съедобное?
  • это имел Иисус?
  • сейчас мы может это иметь (видеть)?

Когда же, наконец, угадывающий игрок отгадает слово,
то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.

15 тематическая игра

Предложите всем присутствующим (5-35 человек) написать 5-10 имен существительных, которые они могут отнести к себе. Например: человек, женщина, студентка и т.д.

После того, как все написали, спросите, кто написал

  • о себе, что он - человек
  • о своей принадлежности к семье (жена, мать, отец и т.д.)
  • о своей принадлежности к профессии (врач, студент)
  • о своем отношении к церкви и служению

А кто написал, что он - грешник? Наверняка, об этом забудет большинство.

ВЫВОД: Вы хорошо думаете о себе. Среди вас мало грешников. Но Библия говорит, что Христос пришел, чтобы спасти грешников. Где же будете вы?

Один человек сидит на стуле, у него завязаны глаза. Под стулом закреплена конфета (можно использовать скотч). Три добровольца, находящиеся в разных концах комнаты, пытаются добраться до сидящего и взять у него конфету. Сидящий пытается остановить их, говоря: "СТОП" и показывая в сторону, откуда, по его мнению, слышится шум. Если он правильно показал, пойманный игрок остаётся на месте, остальные продолжают своё опасное путешествие.

17На вступление к уроку о слепом Вартимее.

Одному добровольцу завязываются глаза, предварительно узнав, хорошо ли он ориентируется в помещении. В трудно доступное место положить предмет, человека в повязке раскрутить и послать за предметом.

18На вступление к теме: ” Римл. 10:15 (И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!)

Найти в группе самую большую ступню… самую маленькую… самую оригинальную… и поговорить на тему Римл.10:15

19 Игра очень проста. Главное ее преимущество - она помогает учить Библейские стихи в увлекательной форме. Игру хорошо проводить а домашней группе. Могут участвовать от 3-х до 15-ти человек.

Каждый человек (или команда из нескольких людей, если вас много) получает листок с написанным в нем стихом. Через некоторое время игроки по очереди должны показать свой стих в жестах (жесты они придумывают сами), при этом стих должен проговариваться вслух. Можно также объяснить, как понимать этот стих и почему придумали те или иные жесты. Еще можно один и тот же стих дать двум командам. Их выступления сравниваются и оцениваются, чье лучше.

Для примера приведу, как можно жестами показать стих "Ибо так возлюбил бог мир, что отдал сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." (Иоанна 3:16)

Ибо так возлюбил - два удара кулаком в районе сердца (когда мы влюблены, то сердце бьется у нас часто)

Бог - рука показывает в небо

мир - ладонь открыта, показываем вокруг себя

что отдал - двумя руками отрываем как будто что-то от груди

Сына Своего - рука как будто касается головы маленького ребенка

чтобы всякий - указательным пальцем показываем на одного, второго, третьего человека

верующий - складываем ладони, как для молитвы

в Него - опять показываем на небо,

не погиб - сначала указательным пальце показываем как "нельзя", потом показываем смерть - скрещенные руки на груди

но имел жизнь - щупаем пульс (пульс есть - значит человек жив)

вечную - символ вечности - замкнутый круг, рукой проводим круг в воздухе.

Обязательно проговорите место священного Писания, откуда взят стих. Стихи лучше всего подбирать такие, которые нетрудно показать. Предлагаю следующие:

  • Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Осия 6:6)
  • В начале сотворил Бог небо и землю. (Бытие 1:1)
  • Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим 6:23)
  • Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (притчи 17:1)
  • Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол. 3:1-2)
  • Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20)
  • Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1 Иоанна 1:5)
  • Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26)
  • Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. (Матф. 28:19)

При хорошей тренировке можно усложнить игру. Пусть кто-то показывает стих (только хорошо известный), а другие отгадывают.

20 Эта игра хороша для молодежи и детей, которые уже знают основные Библейские истории. Играют 2-4 команды по 3-10 человек в каждой. Каждой команде дается задание изобразить Библейскую историю в звуках. Другие команды должны прослушать (всем закрыть глаза!) и угадать, что это за история. Предлагаю изобразить звуками следующее:

  • Как животные заходят в ковчег
  • Падение стен Иерихона
  • Притча о заблудшей овце
  • Строительство Вавилонской башни

21 Ведущий быстро называет слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листке бумаги "задом наперед". Например, ведущий говорит слово "пилот", ребенок пишет слово "толип", "саламандра" - "арднамалас". Можно начинать с коротеньких слов и заменять их на более длинные. Можно использовать Библейские термины и слова.- конец ячейки.

22 Играющие делятся на две команды, можно еще выбрать судью для решения спорных вопросов. Случайно выбирается буква алфавита, исключая Ь,Ы,Ъ, для этого можно взять первую попавшуюся книгу и букву, находящуюся на заранее условленном месте строчки с условленным номером на условленной странице. В процессе игры команды просто называют по очереди слова из Писания на выбранную букву. Повторяться нельзя, слова должны быть нарицательными существительными в начальной форме - именительный падеж, единственное число, и достаточно известными, чтобы их существование было неоспоримо. Кто из команды назовет слово, не важно.

23 Играющие делятся на 2-5 команд по 2-7 человек в каждой. Командам раздаются листочки (скачать ) На этих листочках - большая таблица со множеством букв. Нужно найти спрятанные слова (это будут Библейские имена). Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали. кто быстрее найдет 10 спрятанных слов - тот и выиграл.!-- конец ячейки -->

В этой игре может участвовать несколько групп детей или даже весь лагерь. Каждой группе дается листок с местами из Священного Писания (см. список ниже). В каждом стихе упоминаются 1-2 каких-то предмета. Вот эти предметы и надо найти и принести в определенное место. Группа, которая сделает это быстрей всех, - победитель!

Вот примерный список. Дети получают список только с местами Св. Писания, а предметы, описанные в стихах, они находят сами, открыв Библию.

  • камень - Матфея 21:42
  • золото - Матфея 2:11
  • вода - Иоанна 14:4
  • рубашка или верхняя одежда - Матфея 5:40
  • чаша - Матфея 26:27
  • хлеб или рыба - Иоанна 6:9
  • волосы или масло - Иоанна 12:3
  • земля - Матфея 13:5
  • иголка - Матфея 19:24
  • крест - Марка 8:34

24 Идея для этой игры взята из теле шоу "Угадай мелодию". Вы можете использовать эту игру на служении подростков для того, чтобы проверить, насколько хорошо, они знают Библию

Разделите подростков на две команды, которые должны встать около противоположных стен комнаты с лидером в центре каждой команды. Лидер держит список хорошо известных стихов из Библии, состоящих их десяти - двенадцати слов.

Затем команды посылают по одному представителю на первый раунд. Игрок делает "ставку" на первый стих. Он говорит "Я могу закончить стих после шести слов!" Его соперник может сказать: "Я могу закончить этот стих после пяти слов!" Игроки продолжают до тех пор, пока один из них не скажет: "Заканчивай", В этом случае он рассчитывает на то, что другой игрок не сможет закончить стих, а он сможет вместо него.

Если игроки остановились, например, на двух словах стиха, то лидер должен сказать первые два слова от стиха, а игрок, получивший шанс попытаться первым, заканчивает этот стих. Если игрок выиграл, то команда получает балл. Если игрок ошибся или не смог. то возможность предоставляется другому игроку, а к стиху добавляется еще одно слово. В случае успеха его команда получает балл. Другими словами, начинает отгадывать тот, кому сказали "Заканчивай". Если второй игрок не смог закончить стих, то пытается снова первый игрок, а к известным словам также добиваются еще одно.

Чтобы увеличить риск игроков, используйте следующее правило. Если Вы выиграли шанс первым закончить стих, но не смогли вспомнить его правильно, то второй игрок в случае победы приносит команде два очка. Чтобы еще больше увеличить степень риска, позвольте второму игроку перед ответом проконсультироваться со своей командой. Это правило убеждает в том, что "ставки" сделаны серьезно. В этой игре много смешного и также много обучения.

1. МИССИС МАБЛ

10-15 человек садятся в круг. Один начинает игру следующим вопросом, обращенным к соседу справа: "Миссис Мабл дома?" Тот должен ответить: "Не знаю, спрошу у соседа" И задает соседу тот же вопрос, на который получает тот же ответ. Все удовольствие участники получают от того, как произносятся слова. Их надо говорит, не показывая зубы, т.е. закусывая губы.

2. РОББИ
Для игры нужно от 5 и более человек. Ведущий произносит некоторые команды. Если он скажет: Робби говорит.... (сделать то-то), то остальные выполняют команду. Если же ведущий просто говорит команду (сделать то-то), то ее выполнять не нужно. Кто допустит ошибку, выходит из игры. Команды могут быть следующие: закрыть глаза, поднять руки, опустить руки, подпрыгнуть вверх, мяукнуть и т.д. Выигрывает тот, кто остается последним.

3. ЗАПОМНИ ВЕЩИ
На стол выкладываются 15-20 различных предметов. Игрокам дается 30 секунд для того, чтобы их запомнить. После чего предметы накрываются. Каждый участник пишет то, что он запомнил. Выигрывает тот, кто больше предметов запомнил. Игру можно сделать командной, т. е. запоминает не один чело- век, а команда; выигрывает команда, которая назвала больше предметов.

4. ПОТЕРЯННАЯ ОВЕЧКА
Детская игра на тему: "Иисус - добрый Пастырь". Основная мысль: Господь всегда знает, где мы, и всегда может найти нас, как добрый Пастырь. Играют 5-50 человек. Один желающий выходит из комнаты, в это время прячется "овечка" - какой-нибудь предмет. Входит "пастырь" и начинает искать, а все остальные помогают ему, хлопая в ладоши, по принципу "холодно-горячо".

5. МЕШОК
Игра хороша при разборе Библейской истории об исцелении слепых. Ведущий предлагает детям представить себя слепыми и угадывать предметы на ощупь. Для этого берется мешочек, в который складываются самые разные предметы: часы, яблоко, спички, стакан и т.п. По желанию каждый может протянуть руку в мешочек и вытащить один за другим предметы, угадывая их.

6. КРОКОДИЛ
Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

7. ДИРИЖЕР
Для игры требуется не менее 5 человек. Все становятся в круг, один игрок выходит. Выбирается один человек, который будет "дирижером". Он будет показывать, как будто играет на музыкальных инструментах, а все повторять за ним. Угадывающий игрок входит, и все начинают играть, повторяя за "дирижером", угадывающий игрок же должен узнать, кто "дирижер". Если он угадал меньше, чем с трех попыток, то становится в круг, а вместо него выходит "дирижер", а если ему не удалось угадать двух раз, то он опять угадывает, только выбирают нового дирижера.

8. НУЖНЫЙ ГОЛОС
Игра хороша для темы урока: как следовать за Иисусом. Необходимо не менее 5 человек и помещение для игры или же пространство на улице, во дворе, лесу. Одному игроку завязывают глаза. Среди оставшихся игроков выбирается один, который будет "нужным голосом". В комнате (дворе, лесу) наставляется множество разных препятствий. Игрок с завязанными глазами должен пройти определенный путь между этими наставленными предметами, а все другие в это время советуют ему, как идти. "Нужный голос" всегда говорит правду, все же остальные обманывают и пытаются сбить с пути. Путнику нужно понять, чей голос говорит правду и потом постоянно слушать его.

9. САЛАТ
Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей любимой. Стоит сыграть в нее один раз и вам понравиться! Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов, овощей. Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана (стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта). Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название: груша! Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место. Опять остается один лишний. Он также выкрикивает название фрукта, а может сразу два. Если же выкрикивается слово "салат", то все игроки должны поменяться местами. Игра может продолжаться до бесконечности.

10. ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ
Для игры требуется две команды по 5-7 человек. Эта игра похожа на игру "Крокодил". Только здесь первая команда загадывает не одно слово, а целую Библейскую историю, например, как Ной заводил зверей в ковчег. Затем первая команда вызывает одного игрока из второй команды и говорит ему то, что загадано. В отличие от игры "Крокодил" игроки второй команды в это время должны находиться в другой ком- нате. Они вызываются по одному.

Итак, первый игрок из второй команды узнал свое задание: изобразить, как Ной заводил зверей в ковчег. Вызывают второго игрока из второй команды, которому первый игрок в пантомиме изображает загаданную историю. Он делает это всего один раз, а второй игрок только смотрит и ничего не спрашивает. Задача второго игрока - понять, что загадали, чтобы потом передать историю третьему игроку из своей команды. Итак, вся история передается по цепочке от одного игрока к другому. Если отгадывающий узнал историю, ему будет не трудно самому изобразить ее в пантомиме, но если же он не угадал, то начнет показывать ему самому непонятные движения, от чего все другие будут просто в восторге.

Последний игрок второй команды, просмотрев пантомиму, должен сказать, что это за история. Может случиться, что он назовет сов- сем другую историю, чем вызовет общий смех. Тогда каждого начинают спрашивать, что он понял, и что он изображал. После этого команды меняются местами.

11. В МОНЕТКУ
Требуется 10 - 20 человек. Все делятся на две команды, становятся или садятся напротив друг друга, руки пряча за спины соседей. Ведущий располагается с одного конца цепочек. С другого конца кладется какой-нибудь предмет: яблоко, спичечный коробок и т.д. Ведущий подбрасывает монетку, а крайние игроки команд смотрят, что выпадает, при этом все остальные должны смотреть на яблоко (коробок). Если выпадает "решка", то ничего не происходит, и монета перебрасывается, если выпадает "орел", то крайние игроки команд должны пожать руку своему соседу, а тот передает сигнал дальше, пока он не дойдет до противоположного конца. Последний, получив сигнал, должен схватить яблоко. В той команде, которая схватила яблоко, делается передвижение: схвативший садится на противоположный конец цепочки, а все сдвигаются. Теперь он наблюдает, как выпадет монетка. Побеждает команда, в которой быстрее пройдет передвижение всех игроков.

12. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ
В игре участвуют 10-15 человек. Все остаются в комнате, один выходит. Игроки загадывают какую-нибудь песню, например, "В лесу родилась елочка". Берется первая строчка песни, из которой каждый получает одно слово. Его то он и будет петь. Входит угадывающий, а все начинают петь только свое слово. Задача состоит в том, чтобы угадать песню.

13. КОЛЕЧКО
Играют 8-20 человек. Для игры нужны нитка и кольцо. Нитку продевают в кольцо и завязывают концы. Все становятся в круг, держа обеими руками нитку перед собой. Нитка должна быть натянута. Один человек - в центре круга. Он должен найти колечко, которое остальные игроки все время двигают по нитке. Следующим идет в круг тот, у кого найдется колечко.

14. ЗАПОМНИ ДЕТАЛИ
Для игры необходимо 5-15 человек. Ведущий с одним игроком выходят и меняют какую-нибудь деталь во внешности этого игрока. Например, расстегивают одну пуговицу, подкатывают рукав или изменяют прическу. Затем они возвращаются к остальным игрокам, которые должны угадать, что изменилось.

15. ЧЕМОДАН
Игра на развитие памяти. Играют 3-12 человек. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

16. БЕЛЫЙ СЛОН или КАК ДАРИТЬ ПОДАРКИ
специальная игра в Новогоднюю ночь
Почему "Белый слон", не знаю, но так уж она называется.

В эту игру хорошо играть в Новогоднюю или Рождественскую ночь. Но это необязательно.

Итак, каждый участник игры (7-25 человек) приносит с собой подарок, завернутый так, чтобы нельзя было догадаться, что внутри. Все подарки складываются под елку.

Все игроки собираются в одной комнате и наблюдают за происходящим. Игра начинается. Первый участник подходит к елке и берет любой понравившийся ему подарок. Он разворачивает его у всех на глазах, показывает, демонстрирует и садится с подарком на свое место. Затем встает второй участник и выбирает себе подарок. Он может взять подарок из-под елки или же отобрать подарок у первого игрока. И так каждый следующий участник может взять подарок из-под елки или же забрать у кого-то из игроков уже развернутый подарок. Если у кого-то забрали подарок, то этот человек выбирает себе новый подарок. Он опять может взять или что-то из-под елки или забрать у кого-то другого. Но он не может взять назад тот подарок, который у него только что забрали. Игра считается законченной, когда под елкой не останется подарков.

В процессе игры каждый человек, уже получивший подарок, не должен его прятать от других, а наоборот рекламировать, какой у него чудный презент, берите, кто хочет, мне не жалко. Эта игра учит жертвенности.

ПРИМЕЧАНИЕ: для того, чтобы провести эту игру, нужно заранее всех предупредить, что будет "Белый слон", объяснив правила. Подарки должны быть такие, чтобы они могли пригодиться как парню, так и девушке.

17. ЗВОНЯЩИЙ
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

18. КОГО НЕТ?
Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

19. КТО ДОЛЬШЕ БУЛЬКНЕТ?
Найдите несколько добровольцев, чтобы они вышли перед группой. Каждый набирает в рот воды и начинает булькать. Не разрешается глотать! Вы можете остановиться на несколько секунд, чтобы набрать воздуха. От смеха и бульканья вода разбрызгивается на пол - тогда участник дисквалифицируется.

20. ЖМУРКИ В ПОТЕМКАХ
Прикрепите небольшой листок бумаги на спине каждого игрока. Повязками завяжите каждому глаза. Затем дайте каждому игроку карандаш. Цель игры - разбрестись по комнате и узнать людей с которыми вы стакиваетесь, одновременно пытаясь скрыть собственную личность. Этого можно добиться изменяя голос, отказываясь говорить, изменяя траекторию передвижения по комнате, не позволяя никому касаться себя. На спине каждого человека, с которым он сталкивается, играющий должен написать, кто, по его мнению, этот человек. Игра продолжается до тех пор, пока вы не почувствуете,что большинство игроков имели возможность написать что-нибудь на каждой спине.

21. ОБУЙ ДРУГА
Пусть все члены команды, входящие в комнату, снимут обувь и сложат её в пакет. Оставьте пакет в соседней комнате. Из каждой команды выбирается бегунок, который будет бегать за обувью, описанной каждым из игроков его команды. Итак, первый описывает приметы его обуви, бегунок бежит за ней, приносит, второй говорит приметы своей обуви. Цель игры, чтобы бегунок быстрее нашёл и принёс обувь своей команды.

22. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Эта командная интеллектуальная игра обязательно вам понравиться. Для нее хорошо иметь в запасе 1-3 часа, к примеру, если вы встречаете Новый год в дружной компании.

Для игры понадобиться немного подготовки. Пусть ведущий возьмет энциклопедический словарь и выпишет на листок бумаги несколько никому не известных слов. Например, такие:

. ЛОПАРИ - употребляемое в литературе название народов саамов

. ОБРАТ - устаревшее название обезжиренного молока, которое возвращалось из молзаводов хозяйствам для кормления телят

. ПЕРКАЛЬ - тонкая хлопчатобумажная техническая ткань из не крученной пряжи

. РЕЧИЦА - город в Гомельской области, пристань на Днепре

. СУТРА - в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание

. КИМБУНДУ - язык народа бамбунду

. ДЫНЬКА - в русской архитектуре 15-17 веков декоративная деталь, утолщение в столбах, колонках в наличниках окон

. ГОКЧА - прежнее название озера Севан

. СКОЦИЯ - (от греч. - темнота) - асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса

После этого можно играть. Играют 4-5 команд по 1-5 человек в каждой. Всем командам раздаются одинаковые чистые листы бумаги, такой точно, на которую ведущий выписал для себя слова. Ведущий читает первое слово, не раскрывая его значения. Каждая команда пишет свое значение этого слова (т.е. выдумывает). Затем ведущий собирает все листочки, подкладывает к ним также свой листок с правильным ответом, перемешивает и начинает читать. После того, как он прочтет все версии (вместе с правильным ответом), каждая команда должна угадать правильный ответ. Если она угадала, ей дается одно очко. Если же ее ответ другая команда приняла за правильный, тогда она получает еще одно очко (или два, или три, если ее ответу поверили две или три команды).

В этой игре задача каждой команды не только угадать правильный ответ, а написать свой ответ так, чтобы было похоже на правду, и этой "правде" все поверили.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

23. ЖВАЧКА В ПЕРЧАТКАХ
Это - мини эстафета.

Две команды, с одинаковым количеством игроков, получают пару резиновых перчаток, пакет, который герметично закрывается, и котором лежат сладости на каждого игрока. По команде ведущего первый игрок из каждой команды одевает перчатки, открывает пакет, достаёт и разворачивает конфету, отравляет её в рот, плотно закрывает пакет, снимает перчатки и всё передаёт следующему игроку. Выигрывает та команда, которая первая проделает эту операцию.

24. СОТРИ МЫЛО
Это тоже мини эстафета.

Каждая команда получает тазик с водой и кусок мыла. По команде ведущего каждая команда пытается смылить мыло, используя только руки и воду. Через определённое время ведущий проверяет размеры мыла каждой команды. Ну, конечно, маленький кусочек.....

25. ЧТО Я БЕРУ С СОБОЙ ЗА ГРАНИЦУ?
Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни.

Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой.... (стол, курицу, вулкан и т.д.). Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: "Пропускаю". Например: Дима - деньги, Таня - телевизор

В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

26. БУЛОЧКА
игра для тех, кто любит посмеяться

Человеку в рот засовывается большой кусок булочки так, чтобы он почти не мог говорить. Затем ему дают текст для прочтения. Он начинает читать с выражением (пусть это будет какой-нибудь незнакомый стих).

Другой человек записывает за ним то, что он понял, а потом читает для всех вслух. Его текст сравнивают с оригиналом.

27. ОДЕЯЛО
Для игры необходимо 15-40 человек. Люди должны знать хотя бы имена друг друга, а лучше, чтобы были хорошо знакомы. Один человек выходит за дверь. Кого-нибудь из оставшихся садят на стул и накрывают одеялом. Человек, вышедший за дверь, входит обратно. Его задача - угадать, кто под одеялом. Если людей много, это будет сделать не так уж легко.

28. ПРИЗ НА ТРИ
Два участника стоят друг против друга - перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: "Раз, два, три...ста, раз, два, три....надцать, раз, два, три...дцать" и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет "три"

29. ОГУРЧИК
Играющие становятся в круг, в центре которого - ведущий. Круг должен быть плотным - плечом к плечу, а руки находятся сзади. Берется обычный свежий огурец, желательно побольше и передается по кругу. Задача ведущего - определить, в чьих руках этот огурец сейчас находится. А задача игроков - передавать огурец друг другу, причем, когда ведущий не смотрит, откусывать по кусочку. Жевать нужно очень осторожно, дабы не возбудить подозрений ведущего. Если операция прошла удачно, и огурец незаметно от ведущего был съеден, значит, эта самая жертва собственной невнимательности выполнит желание уже всего наевшегося собрания!

30. СИЛА НОСА
Для конкурса берется крышка от спичечного коробка и надевается на нос (покрепче). Задача - при помощи движений лица снять крышку. Наилучший результат получается при плотно надетом на нос коробке

31. РУСЛАН И ГОЛОВА
Выбирается ведущий - Руслан, остальные участники исполняют роль «головы». Для этого надо разделиться следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - роль правого, третий - носа, четвертый - уха и т.д.Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Если участников много, то хорошо в таком случае дать кому-нибудь роль левой и правой рук. Руслан становится перед «головой» и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все эти действия. Можно выполнять задание в несколько замедленном темпе.

32. У МЕНЯ ЕСТЬ ПТИЧКА...
Игра для смеха. Участвуют 5 -15 человек. В рот между зубами вставляется спичка так, что рот нельзя закрыть. Затем каждый по очереди говорит: «Привет! Меня зовут … У меня есть птичка, ее зовут … (кукушка, соловей, воробей и т.д.) Все остальные должны угадать название птички.

33. ЧИСЛА
В эту игру играют 7-15 человек. Каждому игроку присваивается число от 1 до 15 (по количеству участвующих). Все садятся в круг, игра начинается. Игроки делают такие двидения: два хлопка, два удара ладонями по коленкам. Все делают это одновременно, так держится ритм игры. Первый начинает: "Один-один (два хлопка), пять-пять! (два удара ладонями по коленям)". Игрок с цифрой пять продолжает: "пять-пять, восемь-восемь". Итак, пока кто-то не собьется: прозевает или собьется с ритма. Тогда такой игрок выбывает. И его число уже произносить нельзя, иначе тоже будет считаться за ошибку. Должно остаться два побеителя.

34. ЖЕСТЫ
Игра аналогична игре «Числа», только вместо чисел каждый выдумывает себе жест. Например, почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Это намного забавней и трудней.

35. ТУФЕЛЬКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
Гости делятся на две команды. В каждой выбирается капитан. Команды садятся друг против друга, все снимаются по одной туфле или ботинку и кидают в центр в одну кучу: можно положить лишнюю обувь. Капитаны это не видят. Задача капитана - обуть свою команду. Побеждает команда, первая оказавшаяся в обуви.

Методический материал для вожатых
В возрасте 7-10 лет дети проявляют высокую физическую активность, что позволяет проводить игры со значительной физической нагрузкой. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны перерывы для отдыха.
Дети младшего школьного возраста много играют в свободное время. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх.
Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

Правила игры нужно излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре. Неплохо преподнести игру в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил нужно относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров»), игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера.
ИГРЫ С МЯЧОМ

1. Мяч — соседу
Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. У двух игроков, стоящих друг против друга, в руках по волейбольному мячу.
По сигналу, играющие начинают передавать мяч вправо или влево по кругу (в одном направлении) так, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко.

2.Не давай мяч водящему
Все играющие, кроме одного-двух водящих, становятся по кругу и начинают бросать мяч друг другу. Задача водящих, находящихся в кругу, - коснуться мяча рукой. Если водящему удастся это сделать, он меняется местом с тем, кто неудачно бросил мяч.
Если мяч выкатится из круга, за ним может бежать любой игрок.

3.Съедобное — несъедобное
Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.
Побеждает последний, не выбывший из игры.
У этой игры может быть и другая разновидность. Играть, как в «классики». Одиннадцатью линиями на расстоянии 0,5 м одна от другой обозначают 10 классов. Игроки располагаются перед первым классом, а водящий за десятым.
Водящий по очереди бросает игрокам мяч и называет съедобные или несъедобные предметы, а игроки должны ловить либо не ловить мячи. Если игрок не допустил ошибки, то перемещается на один класс вперед, если ошибся, то остается на месте.
По ходу игры водящий бросает мячи сначала учащимся более старших классов (стоящим впереди), затем - младших. При этом старшеклассники отходят в сторону, не мешая ловить мяч.
Играют до тех пор, пока все не «окончат школу». «Окончивший школу» последним - водящий в следующем туре.

4. Поймай или брось
Выбираем ведущего. Остальные дети встают вдоль линии на расстоянии 5-10 метров от ведущего. Ведущий бросает мяч одному из ребят и кричит «Лови» или «Бросай». Если ведущий крикнул «Лови», то ребенок, которому мяч бросили, должен отбросить мяч (то есть команду выполнить наоборот). Если ведущий крикнул «Бросай», то ребенок, которому мяч бросили, должен поймать мяч. Если ребенок выполнил команду правильно, игра продолжается. Если же ребенок не правильно выполнил команду — он выбывает из игры, остальные ребята продолжают играть. Последний игрок, который остался за линией — победитель. Он будет ведущим в следующем раунде. Для усложнения игры можно чередовать правила между раундами: в одном раунде ребята должны точно выполнять команды ведущего, а в следующем раунде они будут выполнять команды наоборот.

5.Штандер, стоп!
Игроки становятся в круг. Водящий бьет мячом о землю несколько раз, держа в напряжении игроков. Неожиданно для других он подбрасывает мяч высоко вверх и выкрикивает «Штандер…» и имя одного из игроков.
В это время все разбегаются, стараясь удалиться на безопасное расстояние. Игрок, имя которого назвали (теперь он — водящий), должен поймать мяч. Когда мяч оказался в его руках, он кричит: «Штандер-Стоп!», и все замирают на месте. Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги такие:
*гигантские — шаг на весь размах ноги
*человеческие — обычные шаги
*лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
*муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
*утиные — шаги вприсядку
*лягушка — прыжок
Нужно рассчитать расстояние так, чтобы как можно ближе подобраться к так называемой «жертве», чтобы попасть в неё мячом. Игроки стоят неподвижно, а водящий обязан идти строго по прямой. И, отсчитав шаги, тоже не имеет права отрывать ноги от земли, а должен попасть в «жертву» из того положения, в котором остановился. Жертва может уклоняться, приседать и ловить мяч, не сходя с места. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

6. Я знаю 5 имен …
Сначала определяется очередь играющих.
Первый играющий берет мяч, держа его в руках, произносит считалку: «Я знаю пять имен девочек», ударяет мячом о землю и называет имена: «Таня – раз, Маша – два, Ира — три, Оля – четыре, Света — пять». При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени.
Далее тот же игрок продолжает:
— Я знаю пять имен мальчиков
— Я знаю пять цветов
— Я знаю пять животных
— Я знаю пять городов
Играют в игру до десяти — «Я знаю десять имен девочек» и т.д.
Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу — игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.
Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки «Я знаю десять названий городов» и выполнил ее.

ИГРЫ – «ДОГОНЯШКИ»

1. Налимы
Играют на ровной, четко обозначенной площадке длиной 20-30 м и шириной 10-15 м. Это площадка - «река».
Посередине каждой из четырех сторон площадки и в центре ее рисуют круги диаметром 1,5-2 м. Это - «омуты». Затем выбирают двух «рыбаков». Держась за руки, они ловят остальных играющих - «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманные присоединяются к «рыбакам», взявшись с ними за руки, т. е. расширяют цепочку ловящих - невод. «Рыбы» могут спасаться в кругах - «омутах», но в одном круге может находиться только один играющий.
Игра продолжается до тех пор, пока «рыбаки» не переловят всех «налимов», кроме спасшихся в «омутах».

2.Игра «Осьминог»
Игровая зона делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть - берег. Выбирается «осьминог», который не может выходить на «берег», но зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза.

3.Игра «Помощь друга»
Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям

4. Игра «Щука и караси»
Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».
Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».

5. Игра «Краски»
По правилам игры выбирается продавец и покупатель. Все остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько сообщает его продавцу.
Итак, краски и продавец садятся на скамеечку. Покупатель подходит к игрокам и говорит:
«Тук-тук».
Продавец:
«Зачем пришел?»
Покупатель:
«За краской!»
Продавец:
«За какой?»
Покупатель:
называет краску.
Если такой краски нет, продавец отвечает:
«Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!»
Тогда покупатель прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.
Если же такая краска есть, то продавец говорит:
«Есть такая, платите столько-то»
(называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. Покупатель должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке продавца столько раз, сколько нужно заплатить).
Краска в это время вскакивала со скаймеки и убегала так далеко, как могла. После этого покупатель должен был поймать краску. Если получалось, то пойманный игрок становился покупателем. Если краске удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним покупателем.

6. Игра «Заморозки»
Определяется площадка без опасных препятствий. Выбирается водящий - «Морозка». Все спасаются бегством, разбегаясь по площадке в произвольном порядке, и водящий начинает догонять игроков. Тот, кого осалили, замирает на месте, произнося «Разморозьте меня - вороного коня». Те, кого не успели «заморозить» могут помочь, дотронувшись до «замороженного» игрока и тем самым освободить его от ледяного плена, игра продолжается.
Можно усложнить игру, выбрав двух водящих.

ИГРЫ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И БЫСТРУЮ РЕАКЦИЮ

1. Шишки, жёлуди, орехи
Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «жёлуди», третьи «орехи».
Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «жёлуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» — стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

2. «Тише едешь-дальше будешь»
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий — с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
«Тише едешь-дальше будешь. Стоп.»
Фразу можно произносить как угодно — намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее — в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове «стоп» замирают. После слова «стоп» водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) — тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего — он занимает его место, и игра начинается сначала.

3.Светофор
Для игры выбирается площадка и определяется водящий.
На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Игроки должны построиться за одной из линий. Водящий становится между линиями, примерно посередине спиной к играющим.
Далее он называет какой-нибудь цвет и игроки должны начать переходить за другую линию.
Если у игроков присутствует названный цвет в одежде, то они спокойно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет у игрока, то он должен убегать от водящего. Если водящий запятнал игрока «без цвета», то тот становится не его место.
Такая игра хорошо развивает зрительную память и внимание.

4.Отгадай, чей голосок
Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.
Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.

ИГРЫ С РЕЗИНОЧКОЙ И СО СКАКАЛКОЙ

1.Резиночка
Для игры нужно 3-4 участника и та самая резиночка длиной не меньше 4 метров.
Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) — по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполняется на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня — так игра была разнообразнее
Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т.п.) — он становится «в резиночку», и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится «в резиночку»). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.
Уровни игры в резиночку:
— первые — когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
— вторые — резиночка на уровне колен
— третьи — резинка на уровне бедер
— четвертые — резинка на уровне пояса
— пятые — резинка на уровне груди
— шестые — резинка на уровне шеи
— и даже седьмые — резинка держалась руками на уровне ушей.
Список выполняемых упражнений:
Простые
Прыгаем: ноги с двух сторон от одной резиночки, подпрыгиваем, ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем с другой стороны резиночки

Бегунчики (пешеходы, рельсы)
Подпрыгиваем, наступаем одновременно — по одной ноге на одну «резиночку», подпрыгиваем, меняем ноги местами — так 4 раза (можно приговаривать «пе-ше-хо-ды»), выпрыгиваем с другой стороны резиночки

Ступеньки
Прыгаем двумя ногами (вместе) — подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны

Бантик
Правая нога снизу первой резинки, левая сверху. Прыгаем на вторую резинку так, чтобы получился бантик (правая сверху, левая снизу). Одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны

Конфета (конвертик)
Прыгаем двумя ногами сразу за вторую резинку, зацепив первую (получаем перекрест, внутри которого стоим), подпрыгиваем и наступаем на обе резинки двумя ногами, выпгрыгиваем из резинки

Кораблик
Начинаем как в конвертике — запрыгиваем внутрь двумя ногами, подпрыгиваем и приземляемся так, чтобы обе ноги оказались «снаружи» резинки, перекрещиваем в одну и в другую сторону, выпрыгиваем из резинки

Платочек
Цепляем одну резиночку одной ногой, переносим ее за вторую (получается конвертик, но одной ногой), подпрыгиваем и поворачиваемся на 1800, не отпуская резиночку, дальше прыгаем — освобождаемся от резинки и приземляемся так, чтобы ноги были с двух сторон от первой резиночки

2. Олимпиада
Играть может неограниченное количество человек. Двое игроков становятся на расстоянии примерно 2 метра друг от друга, с резиночкой в руках. Дальше, не выпуская резинку из рук, они произносят:
«О-ли-мпи-а-да – задевать не надо – попробуй-ка пройди — раз-два-три!»
На эти слова пытаются всячески запутать резиночку: на нее можно наступать, скручивать ее, меняться местами — главное запутать как можно больше. Руки передвигать нельзя, где взяли резиночку — там и держим. На счет «три» игроки замирают, в итоге получается «паутинка» из резиночки.
Задача остальных игроков — перебраться по очереди на другую сторону «паутинки», не задевая ее. Как правило, чтобы перебраться, нужно проползти в небольшой треугольник или квадратик, можно проползать по земле или даже перепрыгивать «конструкцию».
Когда все перебрались и не задели — игра начинается снова. Если кто-то зацепил резиночку, игроки меняются местами.

3. Часики
Для игры нужно две скакалки и хотя бы три человека. Скакалки связывались между собой (только чтобы узел был без ручек от скакалки). Две девчонки становились на расстоянии метров 2-3 и крутили длинную скакалку, третья должна была прыгать. Прыжки выполнялись по порядку и с разной степенью сложности. Скакалка должна была крутится постоянно и равномерно, и достаточно сложной частью игры было «впрыгивание» и «выпрыгивание» из крутящейся скакалки. Если при прыжке ошибались-сбивались-запутывали скакалку, ход переходил к следующему игроку. Если нет — все упражнения выполнялись последовательно.
1 прыжок — впрыгнуть, перепрыгнуть через скакалку 1 раз, выпрыгнуть.
2 прыжка — «чашка» — впрыгнуть, уперев одну руку в бок, перепрыгнуть 2 раза, выпрыгнуть.
3 прыжка — впрыгнуть, три раза перепрыгнуть на правой ноге, выпрыгнуть.
4 прыжка — впрыгнуть, четыре раза перепрыгнуть на левой ноге, выпрыгнуть.
5 прыжков — впрыгнуть сразу по центру скакалки, перепрыгнуть 5 раз, выпрыгнуть тоже по центру.
6 прыжков — впрыгнуть, 6 раз перепрыгнуть на корточках, выпрыгнуть.

4. Десятки
Для игры нужна только одна скакалка. Вся игра заключается в последовательном выполнении упражнений со скакалкой. Каждое упражнение выполняется от 1 до 10 раз — в зависимости от сложности. Причем начинаем игру с 10 прыжков и постепенно приходим к одному последнему — победному прыжку.
Один игрок начинает прыгать, если где-то сбивается или не выполняет — ход переходит к следующему. Победителем считается тот, кто первым выполнил все упражнения.
Итак, упражнения:
10 раз — прыгаем через скакалку самым обычным способом, двумя ногами одновременно, скакалку крутим вперед.
9 раз — прыгаем через скакалку на одной ноге, но меняем ноги — то правая, то левая — получается своеобразный «бег» через скакалку
8 раз — прыгаем через скакалку на правой ноге
7 раз — прыгаем через скакалку на левой ноге
6 раз — прыгаем через скакалку обычным способом, но скакалку теперь крутим назад
5 раз — прыгаем через скакалку «бегом» (так же как 9-ки), но скакалку крутим назад
4 раза — скакалку крутим вперед. прыгаем один раз как обычно, один раз перекрещивая руки, снова как обычно, снова перекрещивая.
3 раза — сложили ноги крестиком, прыгаем через скакалку вперед
2 раза — на правой ноге прыгаем, скакалку крутим назад
1 раз — нужно было подпрыгнуть и при этом прокрутить скакалку вперед два раза. Это был верх нашего мастерства 🙂
Кто первый выполнил последнее упражнение — тот и победил.

5.Подсечка
Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. В центре круга становится руководитель, со скакалкой в руках. Он вращает скакалку, держа её за один конец, другой конец описывает круг над полом. Играющие должны своевременно подпрыгивать, чтобы не задеть скакалку. Задевший скакалку получает штрафное очко. Игра проводится 3-4 мин. Выигрывает команда, игроки которой получат меньше штрафных очков. Чтобы скакалка проходила под ногами играющих, обозначают круг, из которого выходить нельзя. Скакалку надо вращать равномерно, постепенно поднимая её вверх. Игру можно проводить и на выбывание, игрок, задевший скакалку выбывает. В этом случае побеждает та команда, у которой по истечении времени остаётся больше игроков.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.«Бабушка, распутай нас»

Выбирается один ведущий, который и будет «бабушкой». Все остальные люди становятся в круг, держатся за руки и, когда ведущий отворачивается, начинают запутываться в клубок ― проходить через руки, переступать, закручиваться. Главное условие ― нельзя отпускать руки. Когда участники начинают подвывать от неудобных положений, один из них кричит «Бабушка, распутай нас!». Тут приходит ведущий и пытается привести всю эту путаницу в начальное состояние. Разнимать руки запрещается.

2. Море волнуется – раз…
Среди участников нужно выбрать начинающего игру, т.е. ведущего. Ведущий начинает: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… морская фигура «замри». Все должны замереть в образе какой-нибудь морской фигуры, будь то акула, морская звезда, осьминог. У кого на что фантазии хватит. Участники не должны двигаться. Дальше ведущий подходит к каждой фигуре и начинает по очереди их «включать». Фигура, которую он «включил» должна описать морского обитателя, которого он изображает при помощи движений. Все участники угадывают кого изображает участник. И так все дети должны показать свои фигуры. Потом ведущий выбирает, какая ему фигура больше понравилась. Этот участник становится новым ведущим.

3. «Совушка»
Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Её гнездо — в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего — поймавшего большее количество игроков.
1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному — вырываться.
2. После двух-трёх выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

ИГРЫ НА БЫСТРОТУ И ВЫНОСЛИВОСТЬ

1.Цепи кованые
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров).
Одна команда кричит хором:
«Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Команда напротив спрашивает:
«Кто из нас?»
«Закованные» называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать «правильное место», которое кажется «слабым звеном»). Если удается разорвать цепь — игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.

2. «Пустое место»
Эта коллективная игра. Она начинается с того, что ведущий говорит детям: «Давайте проверим, кто из вас быстрее всех бегает!». После этого он предлагает всем взяться за руки и построить красивый ровный круг. Затем дети опускают руки и садятся на пол лицом внутрь круга, а ведущий, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня буду мыть,
Не буду я тебя ловить!
Затем ведущий повторяет этот текст еще раз вместе с детьми. На последнем слове ведущий дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать и повернуться к нему лицом, после чего говорит: «Раз, два, три – беги!», показывая, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Ведущий и ребенок с разных сторон обегают круг, при этом ведущему нужно дать малышу возможность первому занять свободное место.
После этого ведущий еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставив детям возможность запомнить их и усвоить правила новой игры. Выбрав второго ребенка, ведущему следует на этот раз постараться первым занять место в кругу. Теперь малыш становится водящим и сам выбирает себе партнера. Каждого победителя нужно наградить аплодисментами.
В этой игре следует соблюдать следующие правила:
– выбирать в партнеры нужно того, кто еще ни разу не бегал;
– бежать по кругу можно только в противоположные стороны;
– тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

3. «Горелки»
Для этой игры понадобится красивый платочек.
Дети встают парами друг за другом. Впереди находится водящий, он держит в руке над головой платочек. Все участники хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов последняя пара игроков бежит вдоль колонны (один ребенок справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а прибежавший вторым выбывает из игры.

Выбор водящего
Вожатый может назначить водящего. Можно предложить ребятам выбрать водящего, подсказав при этом, какими качествами он должен обладать (того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого веселого и т. п.). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается как можно лучше оправдать доверие своих товарищей.
Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. Поможет игра-считалка. На кого выпадает последнее слово, идёт водить.
Считалки
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем - водишь ты.
Тара-тара - тара-ра!
Вышли в поле трактора!
Стали пашню боронить,
Нам бежать, тебе водить!
Солнце спряталось за гору,
Зайка - в лес, а мышка - в нору.
Кто остался на виду -
Убегай! Водить иду!
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга, и расчет произво¬дится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. (Этот способ применяется только тогда, когда участников немного).
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей!
Не задерживай добрых и честных людей!

Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный - ясно -
Путь опасный.
Желтый - тоже, что и красный,
А зелёный впереди -
Проходи!
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
За ключом-ка ты иди
И замочек отомкни.
Катилась витаминка
По имени Маринка.
Уроки не учила
И «двойку» получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру «пять».

(8 голосов : 4.75 из 5 )

Я подобрала 10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять орешков.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе - крокодила,
В апельсине - кожуру,
В лете - страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, -
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите - и скоро
В таксе - лучшую подружку,
В апельсине - сока кружку,
В лете - речку и песок,
А в шкафу - одни наряды…
Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап - игра проводится в микрогруппах.

Второй этап - игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10 Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их - они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.