Маркиониты. Маркион Учение маркиона

0 18742

Сегодня мы должны понимать, что первое поколение христиан не очень заботилось о сочинении книг для будущего; им казалось достаточным сохранить в своем сердце живой образ Того, кого надеялись увидеть в скором времени «грядущим на облаках» - (как то иудеи к тому времени записали в Дан.7:13-14)*

В середине II в. Папий Гиерапольский писал: « Я же не замедлю тебе восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у пресвитеров и что хорошо запомнил, в подтверждение истины. Ибо я с удовольствием слушал не многих многоречивых, но истину преподававших, и не повторяемых чужие заповеди, но чрез Господа в вере данные и исходящие от Истины. Когда же приходил с пресвитерами общавшийся, о пресвитерских беседах я расспрашивал, что Андрей или что Петр говорил, или что Филипп , или что Фома , или Иаков , или что Иоанн , или Матфей , или кто другой из Господних учеников, а также что говорят Аристион и пресвитер Иоанн , Господни ученики. Ибо не из книг столько мне пользы, сколько чрез живой голос и непреходящее ».

Поэтому в течение почти ста(!) лет после распятия Иисуса первые христиане, нисколько не стесняясь, вставляли в христианские сочинения целые отрывки, комбинировали рассказы и дополняли их одни другими; человек, имеющий только одну книгу, хотел, чтобы в ней содержалось все, что ему было дорого, и надписывал на полях своего экземпляра слова и притчи, которые он находил в других местах и которые его волновали.

Так, Ириней Лионский сообщает : «Старцы, видевшие Иоанна, ученика Господня, рассказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: придет время, когда станет произрастать такая виноградная лоза, у которой будут десять тысяч ростков, на каждом ростке десять тысяч веток, на каждой ветке десять тысяч сучков, на каждом сучке десять тысяч гроздей, у каждой грозди десять тысяч ягод, а из каждой ягоды можно будет выжать по двадцать пять метретов вина ; и когда кто-нибудь из праведников возьмет в руки одну гроздь, то другая гроздь скажет: ‘я — лучше, возьми меня и воздай славу Господу’; равным образом будет произрастать пшеница, у которой каждое зерно даст десять тысяч колосьев, каждый колос даст десять тысяч зерен, и каждое зерно даст десять фунтов чистой белой муки; то же будет и с другими плодами, семенами и травами.

Об этом, и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа , муж древний, письменно свидетельствует в своей четвертой книге, ибо им составлено пять книг. Он прибавил следующее: ‘Это для верующих достойно веры. Когда же Иуда -предатель не поверил этому и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастаний? - то Господь сказал: это увидят те, которые достигнут тех [времен]».

Этому свидетельству о райском винограде-великане, о котором якобы говорил Иисус, не поверил даже Евсевий Кесарийский (Памфил) , назвавший Папия за этот и подобные рассказы человеком скудоумным и заражённым иудео-христианским милленаризмом .

Позднее, около 185 года, Ириней в письме к Флорин у, также бывшему учеником Поликарпа, но позже ставшему «гностиком», пишет: «Такие догматы, Флорин, говоря кратко, не принадлежат здравой мысли… я мог бы показать место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп… как он рассказывал о своих встречах с Иоанном и с другими самовидцами Господа, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и учении. Как Поликарп принял все от самовидцев Слова жизни, то возвещал он согласно с Писанием. По милости Божией ко мне, я тогда внимательно это слушал и записывал не на хартии, а в сердце ».

И это пишут «канонические христиане».

Кроме дошедших до нас Евангелий, были и другие. В середине II в. Иустин/Юстин постоянно ссылался на некие «Достопамятности апостольские » . Эти «мемуары», хотя и близки каноническим Евангелиям, но в них есть и то, чего нет в сложившемся позже каноне. По его словам, Иисус родился в пещере у Вифлеема , помогал затем отцу в его плотничьих работах; при крещении в Иордане возгорелся огонь и голос с неба сказал: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя » (срав. с Пс.2:7 ) . В противоположность каноническим Евангелиям, Иустин/Юстин сообщает, что после распятия Иисуса все Его ученики отпали и отреклись от Него, подобно тому как и автор апокрифического Послания Варнавы сообщает (Варн.5), что перед призванием своим апостолы Иисуса были «крайне грешными, дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние ».

Всех перечисленых авторов, несмотря на их заблуждения и мифотворчество, все же отнесли к «каноническим христианам ». В то же время плодились многочисленные секты откровенных гностиков и апостатов. И, как мы понимаем, подогреваемых ветхим заветом и фарисеями было великое множество.

Но помимо этического аскетизма, свойственного Маркиону, ветхозаветствующие начали приписывать ему аскетизм, как предмет метафизического построения. Так «постоянное воздержание» Маркиона в вопросах пищи - вегетарианство и отказ от алкоголя, - его противниками было объявлено «во благо разрушениями пренебрежения, и отвращения к трудам творца » - как говорил переводчик «Вульгаты»/торы - Иероним Стридомский . В результате, антимаркиониты вывели и «идеологическую» основу для крайней формы гностицизма – манихейства. Так, из воздержанности в половых отношениях они сделали такой устрашающий вывод: «Не желая помогать продолжению мира, созданного Демиургом, маркиониты провозглашают воздержание от супружества, бросая вызов их творцу и торопя Благого, который призвал их и который, говорят они, является Богом в другом смысле: поэтому, не желая что-либо оставить здесь внизу, они обратились к воздержанности не из нравственных соображений, но от враждебности к их создателю и нежелания использовать его творение » - говорит родственник Иосифа «Флавия» бан Маттафия - Климент Флавий. Здесь не упоминается широко распространенная в ту эпоху тема сексуальности - «осквернения плотью» и ее «вожделения» - даже в браке. На его место становится аспект размножения, который в глазах тогдашней Церкви единственно оправдывала цель брака, как разрешенную природой. Маркиону же его противники приписывают типично гностический аргумент, который в действительности развил создатель «мировой религии» - манихейства - выходец из иудействующей секты «элкасаитов» Мани (216- ок.276): «размножение является изобретательной уловкой для неограниченного удержания душ в мире ». Так писал современник иудействующего Мани - сектант Тертуллиан (165-240), приписывая свои домыслы Маркиону, умершему полвека тому назад.

Из учеников Маркиона был известен Апеллес , учивший в Риме в 180-ых годах, о котором даже его оппоненты свидетельствовали: «уважаемый за свой образ жизни ». «Этот Апеллес тысячами слов поносил моисеев закон; во множестве книг с великим усердием хулил писание ветхозаветное и, как ему казалось, изобличил его и изничтожил ». Апеллес был христианином, он утверждал, что верующие во Христа «спасутся, но только если делали добрые дела ». Кстати, его враги не понимали этой фразы, и ставили её в вину Апеллесу.

Как и Маркион, Апеллес не находил места в Христианстве для ветхого завета, считая последний учением исключительно для иудеев. «Он стал говорить, что вообще не надо исследовать ветхозаветное писание: пусть каждый остаётся при своей вере ». Так же Апеллес утверждал, что ветхозаветные пророчества вдохновлены не Богом, а «исходят от вражеского духа ».

Главной ошибкой Маркиона было то, что он принимал за истину само иудаисткую мифологию описывающую «творца» (или же это ему приписали «ветхозаветствующие»). Но, во-первых , само ветхозаветное описание «бога» выглядит крайне сомнительным - если иудеи «исполняли прихоти отца своего », то это очевидный «человекоубийца», «не устоявший в истине» «диавол» . Во-вторых , не нужно было вообще ориентироваться на те измышления, которые выдавали и выдают иудейские жрецы - хотя бы в виду специфичности их объекта поклонения - «лжеца и отца лжи ».

Приверженцы гностицизма не стремились распространять свои учения среди большой массы людей. Они считали, что исповедуемые ими истины слишком сложны для невежественных и малообразованных граждан. Поэтому многие концепции исчезали после смерти их создателей. Однако в середине II века христианский мыслитель Маркион, опираясь на речь апостола Павла в Афинах о "Неведомом Боге", создал и развил свою гностическую концепцию. Она была настолько простой и понятной, что стала доступна всем людям, исповедующим христианство.

Маркион

Маркион (85-160) родился в семье священнослужителя в Синопе. В то время это была римская провинция, расположенная на севере Малой Азии. Впоследствии мальчик стал богословом и гностиком. Обладал обширными знаниями в абсолютно разных областях естественных наук. Но главным делом его жизни был большой трактат о Ветхом и Новом завете. В нём доказывалось, причём очень квалифицированно, что Бог Ветхого и Бог Нового завета - разные боги . А из этого следовало, что христианам поклоняться Ветхому завету нельзя.

Основатель нового учения прибыл в Рим в 140 году и стал говорить, что подлинный спаситель или Иисус Христос явился к иудеям в 30 году во времена царствования второго римского императора Тиберия. Именно этот Мессия и приходился сыном Верховному божеству. А в Ветхом завете говорится не о Боге, а о ремесленнике Демиурге. Он лишь сделал всю чёрную работу: создал Землю, деревья, растения, океаны, разных тварей земных. Именно Демиург и разжёг вражду к Иисусу в сердцах людей, так как испытывал к нему зависть. Кончилось это тем, что Сына Божьего распяли.

Но в Риме поклонение Богу Ветхого завета уже давно вошло в обиход. Поэтому большая часть церковников новое учение не приняла. В результате церковь разделилась на две части. Меньшинство получило название "маркиониты" по имени учителя, а большинство продолжало считать себя истинными христианами.

Для самого же Маркиона всё кончилось довольно плохо. Его предали анафеме, объявили последователем сатаны, а учение признали ложным. Но самое неприятное заключалось в том, что книгу философа подвергли замалчиванию. Для любого учёного подобное действие является крахом и жуткой трагедией. Философ умер в забвении, а учение его было известно лишь небольшому кругу почитателей.

Судьба учения Маркиона

Гностическая концепция, созданная Маркионом, не забылась и не исчезла. Нашлись люди, которые из разных текстов собрали основные аргументы философа. А суть их заключалась в том, что Бог Нового завета - добро, а Бог Ветхого завета - зло. Они абсолютно разные и противостоят друг другу.

В Малой Азии в IX веке эти философские выкладки были взяты за основу павликианами . Эти люди вступили в борьбу с византийским православием. Им нужна была фундаментальная, хорошо обоснованная идея, и маркиониты со своими взглядами, противоречащими официальным догмам, прекрасно подходили для этого.

Павликиане не отвергали Евангелие, но называли крест символом проклятия, так как на нём распяли Христа. Они не признавали икон и обрядов, не признавали также таинств крещения и причастия, а всё материальное считали злом. Вместе с тем они сделали своим главным промыслом продажу пленённых юношей и девушек арабам. В их ряды охотно шли попы-расстриги, бывшие военные и монахи. Их главным лозунгом было отрицание жизни.

Но в подобных мировоззрениях не стоит винить Маркиона. Он являлся лишь прекрасным филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым заветом. Он проповедовал аскетизм, безбрачие, целомудрие, запрещал есть мясо и пить вино. Но всё это не носило жестокого и категоричного характера. Среди маркионитов находились люди, которые не выполняли часть необходимых правил. Однако их допускали до всех таинств и не чинили им никаких препонов.

Павликианство было полностью разгромлено в 872 году. Но пленённых павликиан не казнили, а разместили на границе с Болгарией для несения пограничной службы. Так видоизменённая маркионитская доктрина проникла на Балканы к славянам и породила богомильство . Это один из вариантов дуализма, но кардинально отличающийся от манихейства , которое было популярно в те годы в Македонии.

Богомилы учили, что глава созданных Богом ангелов Сатаниил восстал из гордости и был низвергнут в воды, так как суши тогда ещё не было. Сатаниил создал сушу и людей, но он не мог их одушевить. Тогда он обратился к Богу за помощью, а взамен пообещал беспрекословное послушание. Бог вдунул в людей душу, но коварный Сатаниил не сдержал обещание и сделал Каина.

Тогда Бог создал бесплотного духа Иисуса и поставил его во главе всех бесплотных ангелов. Иисус вошёл в одно ухо Марии, вышел из другого и обрёл форму человека. Руководимые им ангелы схватили Сатаниила, скрутили его и отняли у него суффикс "ил". А в нём как раз и хранилась вся мистическая сила. Стал он после этого Сатаной, и загнали его под землю в ад. А Иисус вернулся к Богу, оставив материальный мир, созданный Сатаниилом.

Таким образом, видно, что маркиониты, придерживаясь определённого учения, невольно поспособствовали созданию других учений. Базировались те вроде как на основных постулатах Маркиона, но в то же время имели с ними мало общего. Причём павликиане отличались от богомилов гораздо больше, чем католики от православных. Их сходство было лишь в отрицании устоявшихся норм, касающихся Ветхого и Нового завета, а во всём остальном явно проглядывалось кардинальное различие позиций.

В наши дни подобные учения не пользуются популярностью среди широких слоёв населения. Интерес они представляют лишь для узкого круга специалистов. Те их изучают, исследуют и создают общую историческую картину далёкой эпохи, во времена которой жило немало умных талантливых и мыслящих людей. Ярким примером тому является то учение, которое мы сейчас рассмотрели .

Cтатью написал Максим Шипунов

В середине II века в Церкви возникла ересь Маркиона, отвергавшего Ветхий Завет и праведность Бога. Святой Поликарп Смирнский назвал Маркиона первенцем Сатаны и отлучил от Цекрви всех последователей этой ереси. С тех пор во всяком списке осужденных ересей это учение занимало одно из почетных мест. Но самое удивительное, что сейчас эта ересь считается чуть ли не выражением аутентичного Православия. «Бог есть любовь и только любовь» — говорят ее сторонники и утверждают, что всякое упоминание о том, что Бог гневается. судит, поступает по справедливости надо отбросить как «католическое влияние» «непреодоленное язычество» и т.д.. Перед нами разворачивается страшная картина разрушения исторического христианства и подмена живого Бога тем фантастическим образом Деда Мороза, который никого ни наказывает.
Само представление о богопознании у таких еретиков совершенно дикое. Они думают, что могут конструировать свои представления о Боге, а то, что им не нравиться в Писании или у Отцов они называют «педагогическими приемами». Самое удивительное, что сторонники этой ереси называют себя активными миссионерами и утверждают, что если мы не примем их точки зрения, то оттолкнем людей от Церкви. Но при этом почему—то никто их не спрашивает — а нуждается ли Церковь в их миссионерской активности, если они проповедуют иного Бога, благовествуют иного Иисуса, и дают иного Духа? Зачем нам в лоне Церкви пусть толпы но иноверцев? Я уже не говорю о том, что реально люди услышавшие их проповедь успокоют себя, что им уже все можно и так и что спасение им обеспеченно. По моим наблюденням перед нами целая новая идеология «неохристианства», создающая целую альтернативную догматику и этику.
Давайте посмотрим по пунктам веры, что у нас остается от святоотеческого Православия. 1. Учение о Боге у неохристиан иное. Их бог не праведен, не всемогущь (ибо не он наказывает людей, а все в этом мире происходит по случаю). Он не управляет стихиями и народами, не учит Церкви (ведь все неохристиане стараются обращаться за помощью к различным светским доктринам — психоанализ, НЛП, сциентизм, культурология и т.п.). Он добрый дедушка, который всех жалеет и лишь приговаривает: «детки, так делать не хорошо, больно будет. Ой, вот вы и поранились, а я ведь говорил». Нет ничего более далеко от этого бога чем Бог Библии и Церкви — могучий и милостивый, ревнивый и прощающий, живой Владыка и Отец, Который удерживает все и правит этим миром через Свое Слово и Дух.

2. Иное учение у них и о творении. Все неохристиане — убежденные эволюционисты, сторонники или пантеизма Тейяра де Шардена, или манихейства прот. А. Меня. Смерть, по их мнению, соприродна творению. Тление нормально и произошло не через человека. Их бог — не творец мира. — Он только программист, который настолько бессилен, что позволил сатане повредить изначальное творение в самом процессе его создания.

3. Иная у них и антропология. Человек у них — преображенная обезьяна. Первородного греха у него нет Есть лиишь смертность, вкорененная в сердце. Поэтому они и утверждают, что все спасуться, кроме самых «упертых».

4. Иное у них и учение Писании. Библия для них не слово Божие, а результат «богочеловеческого действия». .Их бог оказался не способен точно передать свою волю и в Библию вкрались и ошибки. Тем более, что большинство библейских книг написано не теми авторамми, которыми они надписаны. Реально перед нами собрание апокрифов, утвержденных волюнтаристским решением церкви.

5. Иное учение у них и о Спасителе. Они утверждают, что человеческая Его природа была подверженна порочным страстям, что Он постепенно преодолевал в Себе грех и таким образом нас спас. Многие неохристиане придерживаются непсторианского отделения Ииуса от Сына Божия. Они утверждают, что в Христе Три Ипостаси — Бога Сына, Человека, и Ипостась Христа (лицо единения у Нестория) ..

6. Все без исключения неохристиане отвергают искупительную жертву Господа Иисуса Христа, Которую Он принес в умилостивление за грехи наши. Для них представление о том, что правда Божия требовала наказания ггрешников, которое добровольно взял на Себя Невинный Христос — признак «язычества».

7. Некоторые неохристиане отвергают реальность воскресшего Тела Христа. Они утверждают, что после Воскресения Тело Христа стало нематериальным и вездесущим.

8. Неохристиане отвергают, что спастись можно только в исторической Апостольской Церкви.Они убеждены, что спасение доступно для всех людей доброй воли. Даже в аду душа может покаяться и попасть в рай. Не случайно, что они отвергают применимость к Церкви канонических норм.

9. Неохристиане скептически относятся к реальности мистического общения со Христом в православной Церкви, подозревая все, что им не понятно в прелести. Реальный опыт святости для них не доступен.

10. Неохристиане отвергают или искажаютт учение о большинстве Таинств. Они не рекомендуют крестить младенцев (и утверждают, что некреещенные младенцы спасуться), и убеждены, что действительность крещения зависит от степени понимания их доктрины.

11. Они хулят величайшее Таинство Причастия, утверждая, что причащаемся мы не пресуществленного исторического Тела Христа, а хлеба и вина воипостазированного в Божество Бога Сына, таким образом они отвергают учение Халкидонского Собора о пребывании Христа в 2 (а не 4) природах. Если вдуматься, то это учение отвергает все историческое дело Христа. Ведь если мы причащаемся хлеба и вина, то зачем Богу надо было воплощаться в человека? Он мог бы явиться пророку и сказать: я воплощаюсь в хлеб и вино — вкушайте себе во исцеление. Крест Христа становиться не нужным.

12. Неохристиане отвергают священство как уникальный дар Бога. Они не верят, что у священства есть дар прощения всех грехов. Для них священник — лишь возглавитель общины. Как и Евхаристия — не общение со Христом, а участие в человеческой общине.
13. Наконец их эсхатология радикально отличается от православной. Они не верят в возможность вечной гибели для нехристиан, они убеждены, что в момент воскресения Бог восстановит не только тело, но волю человека и тому будет дано право второго выбора. Такимм образом они вообще обесценивают наши земные труды и подвиги благочестия.

14. Неохристиане отвергают Суд как день праведного воздаяния и считают неприемлимым представление о Боге как Мстителе за обиженных. Таким образом они оставляют человека в состоянии вечной несправедливости, а грешников — в вечной безнаказанности.
Мы видим, что перед нами искусная подделка под Евангелие, которое не имеет ничего общего с той верой, которую дал нам Господь, которую передали апостолы, исповедали мученики, возвещали святители и преподобные. НАм необходимо посмотреть — в вере лимы и изъять злого от среды себя. Призываю всех благочестивых православных к великому крестовому походу за истину Христа Искупителя.

3. Влияние Маркиона

Основой для Маркионова издания Евангелия от Луки и десяти Павловых посланий послужил так называемый западный текст, который, по-видимому, был самым распространенным и популярным текстом Нового Завета во II веке. В дополнение к выпуску всех мест, оправдывающих Ветхий Завет и Бога-творца иудеев, Маркион модифицировал текст перестановками и случайными вставками, чтобы восстановить то, что он считал первоначальным смыслом. Последующее влияние Маркионова текста оставило свой след то здесь, то там на передаче (немаркионитских) копий Луки и Павла. Хотя специалисты по библейской критике расходятся в мнениях о том, сколько рукописных вариантов Нового Завета несут на себе отпечаток Маркионова издания, немногие сомневаются, что, по крайней мере в некоторой степени, его тень нужно иметь в виду при оценке следующих отрывков:

а) Лк 5:39 (“старое вино лучше” (молодого) - опущено Маркионом, может быть, потому, что, как ему казалось, здесь Ветхий Завет превознесен над Новым. Аналогичное опущение наблюдается в MS D и в Vetus Latina ;

б) в Рим 1:16 (“во-первых, иудею, потом и эллину”) опущено “во-первых” в некоторых документах (В G Old Lat Sah), может быть, под влиянием Маркиона, для которого привилегированность иудеев была неприемлема;

в) в Лк 11:2 MSS 162 и 700 сохраняются Маркионовы формы прошений в молитве Господней: “Да сойдет Дух Святой на нас и очистит нас”, замещающие прошение о Царстве.

Другой значимой чертой Маркионовой концепции Писания была органическая связь и сбалансированное взаимоотношение, в котором находились две его составные части, Евангелие и Апостол . Ни одну из них нельзя было понять по отдельности, но каждая показывала и подтверждала важность другой. Таким образом, обе части Маркионова канона составляли подлинное единство, значимость которого возрастала в его глазах потому, что Ветхий Завет он не признавал Св. Писанием. Хотя у собрания Маркиона не было общего названия, его должно рассматривать как определенный канон; он занял место Ветхого Завета и поэтому приобрел характер канонического Писания, включая в себя фиксированное число книг.

О том, предшествовал ли канон Церкви канону Маркиона, все еще спорят. По свидетельству Отцов Церкви, Маркион отверг одни книги и отобрал другие из состава более полного канона Церкви. С другой стороны, Гарнак развивает положение о том, что Маркион первым составил оформленный канон христианского Св. Писания, а Церковь последовала за ним, приняв 4 Евангелия и 13 Посланий Павла в дополнение к другим книгам. Джон Нокс, следуя предложениям Ф. Баура и других, пошел еще дальше, заявив, что Маркион располагал чем-то вроде Протоевангелия от Луки, которое Церковь расширила ради антимаркионитской полемики. В результате современная версия Луки сформировалась, по его мнению, после 150 г. по Р. X. Ему не удалось, однако, показать, что во второй половине II века в Церкви создались преимущественные условия для того, чтобы все немедленно признали заново отредактированное Евангелие.

Подобные оценки влияния, оказанного каноном Маркиона, сопровождаются неспособностью отличить саму идею каноничности от составления конкретного списка канонических книг. Канон Четвероевангелия уже находился в процессе становления, авторитет же апостольских писаний начинали ставить в один ряд с евангельскими текстами. Канон Маркиона мог быть первым публично заявленным каноном, но из этого никак не следует, как верно заметил Evans, “что, не будь необходимости противостоять ему, Церковь не выработала бы в какое-то время свой канон или что введение Петровых и Иоанновых частей продиктовано тем, чтобы дать противовес влиянию Маркиона и св. апостола Павла”. Ближе к истине считать, что канон Маркиона ускорил процесс определения церковного канона, который уже начался в первой половине II века. Противостоя критике Маркиона, Церковь полностью признала апостольские писания как свое наследие. Как удачно выразился Грант (Grant): “Маркион заставил ортодоксальных христиан проверить собственные установки и четче определить то, во что они уже верили”.

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

АНГЕЛЫ, СОТВОРИВШИЕ МИР. ЕВАНГЕЛИЕ МАРКИОНА "Гимн Жемчужине" не описывает, как Жемчужина попала во власть Тьмы. Симон Волхв сделал это кратко в существующем толковании по отношению к божественной Энное, или Софии, которая в его системе согласуется с Жемчужиной Гимна.

Из книги У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) автора Донини Амброджо

(b) ЕВАНГЕЛИЕ МАРКИОНА Маркион Синопский из Понта занимает уникальное место в истории гностической мысли, равно как и в истории христианской Церкви. В отношении последней он был наиболее непоколебимым и подлинным "христианским" гностиком, и именно по этой причине бросил

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

Уникальность позиции Маркиона в гностической мысли Он действительно является исключением из многих гностических правил. Он единственный из всех вдумчиво подошел к страстям Христовым, хотя его интерпретация и была неприемлемой для Церкви; его учение полностью свободно

Из книги Творения автора Лионский Ириней

Аскетическая мораль Маркиона Не менее непреклонным, чем в теологической доктрине, был Маркион и в наставлениях о поведении, на ней основанных. Возможно, разумеется, что в его работах не описаны главные и дополнительные условия божественного прощения, и в еще меньшей

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

ЦЕРКОВЬ МАРКИОНА Когда вновь обращенный Егесипп прибыл, как рассказывает Евсевий, в Рим, он нашел, что большая часть общин подпала под влияние Маркиона, сына одного богатого купца из Си-нопы, на Понтийском (Черном) море, который был епископом этого города.Изгнанный отцом

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Послания Павла или Маркиона? В конце I или в начале II века появляются некоторые из посланий, приписываемых апостолу Павлу. Вероятней всего, это были четыре послания: к Римлянам, к Коринфянам (два), к Галатам. В этих произведениях мы видим уже следующий этап формирования

Из книги Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность автора

Гл. XXVII. Учения Кердона и Маркиона 1. Некто Кердон, заимствовавший учение от симониан и пришедший в Рим при Гигине, который по порядку от апостолов был девятым епископом, учил, что Бог, проповеданный законом и пророками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что

Из книги Искаженные слова Иисуса [Кто, когда и зачем правил Библию] автора Эрман Барт Д.

Из книги Утерянное Евангелие от Иуды [Новый взгляд на предателя и преданного] автора Эрман Барт Д.

1. Идеи Маркиона Маркион написал единственную книгу, которую он назвал Антитезы (??????????, «Возражения»), где изложил свои идеи. Так как она не сохранилась (что легко понять, когда книга столь опасна для Церкви), нам придется восстанавливать ее содержание по замечаниям

Из книги Против Маркиона в пяти книгах автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

3. Влияние Маркиона Основой для Маркионова издания Евангелия от Луки и десяти Павловых посланий послужил так называемый западный текст, который, по–видимому, был самым распространенным и популярным текстом Нового Завета во II веке. В дополнение к выпуску всех мест,

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги автора

Роль Маркиона в формировании канона Процесс формирования христианского канона писаний мы можем проследить более подробно благодаря уцелевшим свидетельствам. В то время в середине II века, когда писал Иустин, в Риме жил еще один видный христианский деятель, философ и

Из книги автора

«Ортодоксальный» канон после Маркиона Многие ученые убеждены, что христиане вплотную занялись формированием будущего новозаветного канона, действуя именно в противовес Маркиону. Любопытно, что во времена Маркиона Иустин довольно туманно намекал на некие «сказания

Из книги автора

Параллели с учением Маркиона Маркион был вероучителем, жившим во II в., расцвет его деятельности пришелся как раз на время, когда, как считается, было написано Евангелие от Иуды - середину II в. Он не был гностиком: он не верил, что есть Плерома, наполненная множеством

Из книги автора

Против Маркиона

Из книги автора

Наследники Маркиона «Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению:…отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно

Введение

Одна из самых первых интерпретаций Библии, которую ранние христиане признали ересью, – так называемое маркионитство. Основатель этого учения Маркион Синопский (ок. 85-165 гг. н. э.) ясно видел различия между гневным Богом Израиля и любящим Богом, которого проповедал Иисус Христос. И он не рассматривал их как одно и тоже существо.

Бог Творец описывается в Библии как абсолютное добро и источник всего бытия, и все же он также изображается как своенравный, импульсивный, ревностный, кровожадный, нетерпимый, склонный к геноциду и психозу Бог. Эта дихотомия представляет собой настоящую теологическую и философскую проблему, которая традиционно не подлежит обсуждению и приукрашивается проповедями всех религий, основывающихся на этих текстах, слепой преданностью и превосходством веры. Появление зла в противоположность концепции добра, любящего Бога – это самый очевидный повод для конфликта, возникающий из этих текстов, также как и неразрешимая проблема неотделимости Бога от сотворенной Вселенной и его превосходства над ней.

Описание истинных начал творения в Пустоте, данное Рамтой, снисхождение Бога через семь уровней сознания и энергии и его рассказ в частности, о Боге Израиля объясняет, напротив, что информация, представленная в еврейских текстах, относится к реальности гораздо более сложной и глубокой, чем та, что кажется очевидной. Множество внесенных при издании Библии изменений, выявленных библейскими ученными посредством техники литературной и исторической критики, а также критики формы, частоуказывают на литературные и философские источники, которые значительно расходятся с традициями самого иудаизма.

Библия стала объектом настоящей критической проверки довольно недавно, с возникновением движения Ренессанса и появлением первых переводов Библии на разговорный язык. Один из основных тезисов движения протестантской реформации – это серьезное исследование Библии, которое подразумевало применение новых критических методов в исторической и литературной научной среде. Среди первых критиков Библии были философы XVII века Томас Гоббс, Барух Спиноза и Ришар Симон. Тем не менее наиболее значительное критическое исследование Библии – было в основном предпринято немецкими ученными в течение XVIII и XIX веков. Классический труд, предлагающий данную линию исследования, – книга немецкого философа, богослова, музыканта и физика Альберта Швейцера «Поиски исторического Иисуса: их критическое исследование от Реймаруса до Вреде». Их доскональный подход к изучению священных текстов выявил, что некоторые важные библейские утверждения и факты авторство находятся в противоречии с имеющимися историческими и археологическими свидетельствами и доказательствами (Юлиус Вельхаузен). Любопытно, что самые древние археологические доказательства, – в особенности, полученные из Египта, Вавилона, а также шумерского происхождения – не противоречат предложенной Рамтой последовательности описания событий, происходящих вокруг народа Израиля, и их взаимодействия с Иеговой и его грозной силой.

Маркион

Маркион из Синопа (ок. 85/100 – ок. 160)

История

В 75 г. от рождества Христова в понтийском Синопе родился человек по имени Маркион. Его отец, чье имя по всей вероятности звучало как Иосиф, сначала был главой синагоги в Афинах. Тем не менее, Синедрион Иерусалима поручил ему создать псевдо – христианские общины в понтийских странах. Благодаря финансовой поддержке ему удалось сделать это достаточно быстро, и он стал епископом Синопа.Таким образом, его сын Маркион жил среди конфликтов между истинными ранними христианскими общинами и уподобленными иудейству псевдо – христианскими общинами. Будучи юношей, он уже был хорошо обучен грамоте и вскоре понял, что что-то не так. Неизвестно, нашел ли он поддельные документы синедриона в бумагах своего отца или, наконец, благодаря здравому человеческому смыслу осознал, что Христос не имел ничего общего с Иеговой из Старого Завета.Во всяком случае, остается факт, что однажды он потребовал объяснений у своего отца и других наставников общины, что завершилось преданием Маркиона иудейской анафеме. Тогда он примкнул к одной из истинных ранних христианских общин, а позже возвысился до ее наставника.

Когда он услышал, что последний ученик Христа Иоанн живет в Эфесе, он отправился туда. Маркион нашел Иоанна в крайней нужде. Ему было уже 99 лет, и он был тяжело болен. На следующий день, словно он только и ждал прихода Маркиона, апостол умер, однако перед тем успел передать Маркиону подлинное первоевангелие и Откровение от Иоанна . Маркион похоронил евангелиста в неизвестном месте. Вооруженный важными письменами, Маркион основал свою штаб-квартиру на Кипре. Руководимые им истинные христианские общины уже спустя три года насчитывали 500 000 членов. Своим символом они избрали терновый крест.

Одна из версий тернового креста

В отличие от псевдо – христианских общин , которые многих считали недостойными крещения, маркиониты принимали в свои ряды всех, независимо от того, какой поступок они только что совершили. Когда стало ясно, что влияние маркионистских общин постоянно усиливается, Маркион решил отправиться прямо в сердце противника – Рим. До более или менее крупных демонстраций и переговоров дело не дошло: вскоре после его приезда он был убит. Оставшимся без наставника истинным христианским общинам грозило полное поражение со стороны псевдо – христианских общин.Впредь мир принадлежал сфальсифицированной христианской церкви, которая наряду со спасительным Посланием Христа вещала народам о его предположительном Отце Иегове – Всемогущем (Иегове – Шаддай ). Это был страшный триумф темных сил, поскольку без помощи сфальсифицированной церкви он вряд ли смог бы быть представлен большинству людей как Бог. Последствия достаточно известны: крестовые походы, инквизиция, сожжение ведьм, истребление индейцев…

Вопреки всему наследие Маркиона не изглажено из памяти! Разнообразные ордены и общества, например катары , смогли сохранить его до наших дней.

Еще два важных дополнения по этой теме:

1. большая часть того, что пишут о Маркионе в официальных источниках, не соответствует действительности, потому что современная наука знает о нем только из трактатов его противников;

2. приверженцев маркионитства время от времени упрекают в антисемитизме. Это обвинение совершенно несостоятельно. Маркиониты выступали против поклонения Иегове - Всемогущему, а не против иудейского народа. Более того, многие из них – и даже сам Маркион – были евреями.

Маркионитская молитва Богоматери

Текст

1

Мария, Пресвятая Богородица;

Твой взор обращается к нам,

Ты посылаешь нам Твою силу;

В Тебе сияет свет любви,

Исходя из Тебя, он озаряет мир,

Озаряет всех, кто думает о Тебе,

Всех, кто взывает к Тебе.

2

Нежно смотрят очи Твои,

Мягко усмехаются уста Твои.

Ты понимаешь сущность человеческую,

С состраданием находишь Ты

Свет, который светит из-за тени будней;

Ты обращаешь нас к Тебе.

3

Мария, Пресвятая Мать Христа;

Ты близка к Господу,

Ты близка также и к нам,

Которые путешествуют по свету;

Ухом Твоим Ты слушаешь наши мысли.

Пресвятая Богоматерь.

Маркионитская молитва Богоматери (сокращенная)

Мария,

Пресвятая Богородица;

Обрати на нас взор Твой

И пошли нам силы Твоей;

Ибо в Тебе есть любовь,

И из Тебя она исходит и освещает мир

И нас.

Аминь.

Маркионитская молитва Отче наш

1 Отче наш, сущий в Твоем небесном царстве;

2 да святится имя Твое: Христос.

3 хлеб наш насущный дай нам каждый день

4 и укрепи нас в борьбе в этой жизни.

5 избавь нас от искушения

6 и прости нам больше, чем мы сами можем простить.

7 Ты есть свет, Тебе принадлежит царство и вечность.

Аминь.

Маркион из Синопа

Евангелие Маркиона

Текст

Евангелие Маркиона в оригинале (фрагменты)

Фрагмент1

1.1 В те дни весь народпод властью Римской империи был сосчитан и переписан по приказу кесаря Августа. Приказ сей исполнил Квириний, римский наместник в Сирии.

1.2 Также Иосиф и Мария, которые были родом из Галилеи, отправились из Назарета в Вифлеем. И была Мария беременна.

1.3 И во время их путешествия пришло время, когда Мария должна была произвести на свет дитя Свое. Не было поблизости приюта для них, Иосиф и Мария отправились в хлев, который был открыт для них.

1.4 И так появился Спаситель на свет; и уложили Его в ясли.

1.5 Этой ночью пастухи охраняли скот свой недалеко от хлева. И увидели они высоко в небе яркое сияние.

1.6 Пастухи удивились, потому что они никогда прежде не видели такого света.

1.7 И они убоялись страшно; ибо Ангел Божий парил в воздухе, приближаясь к ним в сиянии этого света.

1.8 Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь и слушайте, я возвещаю вам и всей земле великую радость: ныне на земле родился Спаситель! Человек стал Богом.

1.9 Недалеко отсюда вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях – поклонитесь Ему, ибо Он есть Господь Бог, Спаситель всей земли».

1.10 Сказав это, ангел снова вознесся к небу, чтобы стать светом, из которого он вышел.

1.11 Пастухи очень удивились всему, что они услышали и увидели. Они поспешили найти Младенца, в чьем облике Бог пришел на землю к людям.

1.12 В пути пастухи разговаривали между собой и спрашивали друг друга: «Как такое может быть, чтобы сам Бог сошел с неба на землю в образе младенца?»

1.13 Однако они поистине видели Ангела и слышали слова его; и в этом не было сомнения у них.

1.14 Вскоре после это пастухи робко вошли в хлев, где нашли Марию с Иосифом и Младенцем, который, как и сказал Ангел, лежал в яслях.

1.15 И удивились пастухи, когда увидели сияние, окружающее Младенца;

1.16 и как велико было их удивление, когда они услышали, как новорожденный говорил к нимвнутренним голосом: «Да пребудет мир Мой с вами!» И все они услышали это приветствие в себе.

1.17 И тут упали пастухи на колени пред яслями и стали они молиться робко, ибо это было чудо, и было оно наполнено Духом Божьим.

1.18 Мария и Иосиф были спокойными рядом с Младенцем – Иисусом Христом, Спасителем, Богом на земле.

1.19 Уже давно предвещали мудрецы из Халдеи знаки, и указали они час, когда Бог станет человеком.

1.20 Мудрецы последовали этим знакам, и пришли вскоре три мудреца: из Халдеи, из Персии и из Индии. Они нашли друг друга, дабы прийти и поблагодаритьГоспода за Его пришествие.

1.21 И были в хлеву пастухи, три мудрых мужа, Иосиф, Мария и Святой Младенец.

1.22 Здесь царила блаженная тишина и наполненное счастьем молчание.

1.23 Христос, свет пришел!

Фрагмент 2

2.1. Это было время, когда Понтий Пилат был римским наместникомв Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Ханнан и Кайафа были первосвященниками иудеев в Иерусалиме.

2.2. В это время проходил по всей земле учитель, имя которого было Иоанн. Он говорил о приближении Бога в облике человека и так говорил он: «Глас вопиющего в пустыне! Я взываю к вам: никто не уйдет от истины Того, кто грядет. И истина эта принесет свет на землю, и ни одна тень не спрячется от света сего».

2.3. И спрашивал народ этого учителя: «Так скажи нам, что нам делать, чтобы устоять пред светом, о котором ты говоришь?»

2.4. И говорил Иоанн сим: «У кого есть избыток всего, тот дай одежду и еду неимущему».

2.5. Этот учитель крестил тех, кто хотел креститься; и крестил он чистой водой.

2.6 . И спросил его сборщик податей, которого он крестил: «Научи меня, учитель, что я должен изменить в себе, чтобы стать лучше?»И ответил ему Иоанн: «Ни от кого не требуй больше, чем положено тебе требовать. И тогда ты станешь праведным.»

2.7. И пришел также и воин, чтобы крестил его Иоанн. Также и он спрашивал Иоанна, что он должен делать. И ответил учитель ему: «Не поступай жестоко без нужды и пусть мысли твои будут праведными. Ты легко сможешь сделать это».

2.8. Много народу приходило к учителю Иоанну, чтобы он посоветовал им и крестил их.

2.9. Иоанн обратился к народу с пламенной речью: «Я крещу вас водой. Но придет другой, который тысячекратно сильнее меня, у которогоя недостоин завязывать сандалии – Он придет и будет крестить вас не водой, но огнем Его Духа Святого.

2.10. Он отделит свет от тьмы, как отделяют зерна от плевел. Хорошие зерна соберет Он в житницу Свою, а плохие зерна развеет по ветру. Ибо кто придёт к Нему, тот останется с Ним, но кто отвернется от Него, тот обратится в плевелы»