Культ Афродиты или ритуальная проституция. Установление культа Афродиты на Кипре: Кинир и храм в Пафосе

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

Святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite) расположено вблизи деревни Куклия , где в давние времена находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос), как сейчас принято говорить. В древнем греческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты , богини любви и плодородия.

Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.

Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах. Кстати, и камень на них отчётливо виден, например как на монете, на которой изображён Тит Флавий Веспасиан − римский император (79-81 гг.).

Но вот пришёл 313 год. Римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.

На первом снимке можно разглядеть церковь, стоящую поблизости от святилища. Это церковь Panagia Katholiki (Παναγία Καθολική), построенная ещё в XII веке. Занятно, что во многих источниках эту церковь называют Panagia Odigitria. С чем связана такая двойственность названия, нам пока выяснить не удалось. Советуем заглянуть в неё, чтобы посмотреть старые фрески XIV-XVI веков.

В настоящее время поблизости от Святилища открыт музей Палео Пафоса, обосновавшийся в восстановленном замке La Covocle − бывшей усадьбе Лузиньян, которая располагалась среди плантаций сахарного тростника. Кстати, название замка и дало имя сегодняшней деревне Куклия.

В музее хранится черный камень из храма Афродиты, о котором уже шла речь выше. В 2006 году при раскопках святилища был найден саркофаг (V век до н.э.), украшенный резьбой и разноцветной росписью. Стенки саркофага покрывают рисунки, изображающие сцены из эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Он также выставлен здесь. Кроме того, в музее можно найти фрагмент мозаичного пола «Леда и лебедь», древнюю ванну для купания и множество других предметов, найденных при раскопках. Кстати, копию мозаики можно увидеть под навесом в одном из уголков территории, который мы смогли обнаружить только при самостоятельном посещении, когда никуда не торопились.

Раскопки продолжаются и в наши дни, поэтому коллекция музея периодически пополняется. В общем, тем, кто увлекается античной историей, да и просто для общего развития, есть на что положить глаз.

С Палео Пафосом прочно связана одна из местных легенд, по которой впоследствии Бернард Шоу написал широко известную пьесу Пигмалион. Это происходило во времена, когда ещё никакого святилища здесь не было.

В те времена Кипром правил Царь Пигмалион. Он никак не мог себе подобрать спутницу жизни среди девушек и решил вырезать образ возлюбленной из слоновой кости. У него настолько хорошо получилось создать статую прекрасной девушки, что Пигмалион влюбился в своё творение. На помощь пришла Афродита − она была очень впечатлена таким сюжетом. Афродита вдохнула жизнь в статую, превратив её в прекрасную девушку, которую Пигмалион назвал Галатеей. Позже у них родились две дочери, одну из которых назвали Пафо. Вот по имени дочери и был назван город, построенный здесь − город Пафос.

Напоследок узнаем часы работы и стоимость билетов, в цену которых входит и посещение музея.

Время работы: ежедневно: 08.00 − 16.00 (по средам 08.00 − 17.00).
Телефон: +357 26432155
Входная плата: 4,50 €

Фотоальбом

Как добраться

Найти дорогу несложно. Про это подробно расписано в рассказе о маршруте Лимасол − Пафос . Если вы планируете посетить место рождения Афродиты, то потом до её святилища что-то около восьми километров. Только не выезжайте на скоростную трассу A6, а двигайтесь по B6 вдоль моря. Ещё и виды красивые посмотрите. Потом сворачиваем по указателю направо, и менее чем через километр мы прибудем к месту стоянки, неподалёку от входа на его территорию. Ну а двигаясь по A6 просто смотрите на указатели к Sanctuary of Aphrodite .

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Andrea Watson

    В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент , сегодня это место обретает новую известность.

    В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!

    Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?

    В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.

    В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город - с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами - и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.

    Секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен

    От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны

    По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: "красочный альбом древнегреческой мифологии", страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.

    Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.

    Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете - от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны

    "Не может быть!" - воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.

    Свободная любовь?

    В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.

    "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу".

    По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий - и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.

    Земля Кипра разжигала в мужчинах похоть Лудольф фон Зухен, немецкий священник

    "Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги".

    Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.

    Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера "Золотая ветвь", посвященном сопоставлению религий.

    "На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини", - пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им

    Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.

    В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что "земля Кипра разжигала в мужчинах похоть".

    Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца - короля Кипра.

    Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.

    На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.

    Ловушка для туристов

    Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.

    Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! - и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.

    Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.

    Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.

    В книге "Афродита: мифология Кипра" Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.

    Правообладатель иллюстрации Wikipedia Image caption Афродита, изображенная на картине Боттичелли "Рождение Венеры", вероятно, воплощает в себе образы нескольких богинь плодородия со всего Средиземноморья

    Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами - ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.

    Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.

    От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской "Илиаде" совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.

    Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня - древнего символа богини плодородия.

    Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.

    Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).

    Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля "Афродита Хиллз".

    Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.

    Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.

    Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.

    Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.

    Кормилица приводит Мирру к Киниру

    Кинир прибывает на Кипр в сопровождении войска. Он вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».
    Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».
    С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».
    Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина - Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты - Адонис.

    Храм в Пафосе

    Изначально на месте будущего храма существовала культовая роща, где поклонялись Великой Кипрской богини доахейского происхождения.
    По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».



    Святилище Афродиты в Палео Пафосе. Реконструкция Дж.Фишера фон Эрлаха, 1721 год

    Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, что видел камни - не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами - то есть были посланы божеством с неба.
    Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».

    Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа.
    Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня. Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями - все живое было объято одной необузданной страстью.
    Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии - иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
    Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.
    Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными. Как и сама богиня, которая возвращала себе девственность всякий раз, стоило ей лишь искупаться в море, омывающем кипрские берега.

    Во времена римского владычества Пафос был столицей Кипра. По преданию он был основан ещё в 12 веке до н.э. Но это был совсем другой город, и располагался он не здесь, а в километрах пятнадцати отсюда, в районе современной деревни Куклия. Новый Пафос был построен лишь спустя восемь веков. Правитель тогдашнего города-государства Агапенор перенёс его поближе к морю, на место сегодняшнего "верхнего" города.

    С момента переноса Пафоса в эти места, а это было уже во время правления Птолемеев, вплоть до римских времен (с 3-го века до н.э. до 1-го века нашей) здесь хоронили местную знать.
    Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства.



    Одна из гробниц в Пафосе.
    Именно в Пафосе произошло событие, повлиявшее на становление христианства, как мировой религии. В 45 году, во время своего первого миссионерского путешествия, апостол Павел, который тогда еще был Савлом, обратил в христианство римского наместника Кипра Сергия Павла. Обращение проконсула-язычника в христианство стало поворотным моментом в истории христианства.
    Помимо Пафоского, на Кипре существовало еще два храма Афродиты - в Амафунте и Идалионе, а так же храм Астарты в Китионе.
    В каждом из этих святилищ были обнаружены жертвенные дары богине, принесенные женщинами. Обычно это были небольшие статуэтки женщин, которые являлись как бы образом самого молящегося - Адоранты. К ним относятся и подвесные плиты, о которых уже говорилось выше.



    Фигурки адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе (Ларнака). Конец 6 века до н.э.

    Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин — это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами.


    Кипр. Начало V в. до н.э.

    Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи.

    В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Святилище можно было условно поделить на три части: храм, где на жертвенниках сжигались подношения богине, жреческие апартаменты и двор, в котором выставлялись многочисленные вотивные фигурки. Согласно античному мифу, именно вблизи Идалиона от клыков дикого вепря погиб Адонис, возлюбленный Афродиты.

    Вот такую картину застал археолог, когда в 1885 году вел раскопки в святилище Афродиты в Идалионе. Огромные фигуры богинь и смертных дев, посвященные Афродите; одни стоят - как стояли больше двух тысяч лет, другие разбились - от одной статуи откололась голова, от другой - ноги в сандалиях, от третьей - рука в массивном браслете, несущая богу бычка. Все они созданы в разные эпохи и даже разными народами. Вероятно, так же, как Идалион, когда-то выглядели Олимпия, святилище Аполлона в Дельфах, Афинский Акрополь, но от них дошли в основном только фрагменты, Кипр же более полно сохранил облик своих святынь.
    Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс. до н.э.