Общественное развитие. Типы социальной динамики

— это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания , изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики , факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса , которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура . Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ . Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.


























Факторы (причины) изменения социума стр, заполнить таблицу: ФакторыСущность взглядов Природные Духовные Материальные Техногенные Комбинирован- ный подход


Факторы изменения социума ФакторыСущность взглядов Природные Климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности Духовные «Идеи правят миром». Отдельные личности способны править миром Материальные Прежде чем заниматься философией, люди должны пить, есть, иметь жилище, а значит, производить все это Техногенные Техника и технологии определяют ход развития человечества Комбинированный подход Следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития




РОЛЬ НАРОДА Стр Кого относят к категории народных масс ученые? Как трактовал понятие «народ» Ключевский? Что утверждал по этому поводу Герцен? Какова точка зрения Бердяева? Ясперса? Что известно о теории элит?


Роль социальных групп и общественных объединений, стр Какое определение социальным группам давал Гоббс? Приведите примеры социальных групп С какой целью социальные группы создавали общественные объединения? Что мы понимаем под общественными объединениями? Приведите примеры. Какую роль играют политические партии в историческом процессе?


Роль исторических личностей стр В чем состоит универсальность исторического процесса? Что мы понимаем под термином «историческая личность»? Прокомментируйте мнение Плеханова. Как можно оценивать историческую личность? Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения Ключевского?

Социальная динамика

Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как “социальная динамика”, ”социальные изменения”, ”социальное развитие”, ”социальный прогресс”, ”социальный регресс” и т. д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт - основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых, - как смену состояний общественных явлений.

Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: “Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все - течет, все - изменяется. ”

В каком же соотношении находятся понятия: “социальная динамика” и “социальные изменения”? Если исходить из положения, что “Движение, в применении к материи, - изменение вообще”, то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие “социальная динамика”, мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

Что касается понятия “социальное развитие”, то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций) ; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений.

Определив понятия “социальная динамика”, “социальные изменения” и “социальное развитие”, их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.

Существенной характеристикой процессов развития является время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник -возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Идея развития была взята на вооружение социологами при анализе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и К. Маркс рассматривали общество, его структуры как постоянно развивающиеся феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм разделяли концепцию эволюционного развития, К. Маркс и его последователи -революционного. К. Маркс считал революцию локомотивом истории.

Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения -реформистское и революционное.

Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.

Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?

Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.

1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость) , приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

— динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

Вопрос 1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития

План

Тема 4. Социальное развитие.

Цели лекции: На основе анализа социологических теорий раскрыть проблему социального развития и выявить основные его тенденции в современном мире.

Задачи:

1. Раскрыть понятия социальные изменения и «социальное развитие», охарактеризовать основные типы динамики социального развития и его формы.

2. Выявить основные факторы социального развития.

3. Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к рассмотрению развития общества. Провести их сравнительный анализ.

4. Рассмотреть основные типологии обществ.

Основная литература:

1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, Л.А. Кабыща и др. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

1. Т. Парсонс Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 2. (- С. 3 – 43)

2. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск: Наука, 1980.

Дидактическое обеспечение: мультимедийное сопровождение, учебники: Волков Ю.Г., Мостовая И.Р. Социология, модульный курс по «Социологии».

1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития.

2. Развитие обществ в зависимости от развития способов добывания средств существования.

3. Типологии и типы обществ.

Развитие обществ осуществляется благодаря социальным изменениям, социальной динамике.

Социальные изменения – количественное и качественное изменение состояния социальных систем (обществ), социальных общностей и институтов в процессе их взаимодействия, возникновение или исчезновение социальных явлений или каких-либо компонентов, являющееся основой социального развития. Социальные изменения лежат в основе социальной динамики и социального развития, но не всякие изменения являются необратимыми в общественном развитии.

Социальное развитие – необратимый процесс, направленный на существенное количественное и качественное изменение в структуре общества, общностей и социальных институтов, приводящее к появлению принципиально новых общественных отношений и последовательной, поэтапной смене старых. Социальное развитие предполагает последовательную смену стадий в состоянии общества, в структуре общностей и социальных институтов: 1) возникновение, 2) становление, 3) зрелость, 4) преобразование (от организации к дезорганизации и к новой организации).

Линейно-поступательная динамика Циклическая динамика Спиралевидная динамика
Социальные процессы имеют поступательный, однонаправленный характер развития, исключающий скачки и периоды стагнации. Прогрессизм в историческом развитии общества – средневековая парадигма: Миф о том, что человек и общество стремятся к вечному «божественному» существованию (вечности) – если стремление к совершенствованию не наблюдается – это отсталость в общественном развитии. Понятие прогресса общества не предполагает возможности его регрессивного развития. Социальные инновации постепенно накапливаются, сменяя старые формы. Социальные процессы периодически воспроизводятся, и все изменения носят характер циклического развертывания и свертывания. Внеисторическая парадигма эпохи античности: Миф о том, что все возвращается на круги своя, развития нет, а есть циклическое воспроизводство общественной жизни от подъема к упадку и вновь к подъему. Цикл – способ стабильного существования и сохранения общества, особенно в относительно замкнутых обществах или обществе. Общественное развитие носит единый циклический характер, или множество циклов в различных обществах. Социальные процессы не только генетически взаимосвязаны, но и отрицают друг друга. Количественные изменения накапливаются и подготавливают качественный скачек. Историческаяпарадигма эпохи нового времени. Сопряжены: количество - качество, отрицание – отрицаемого, единства и борьбы противоположностей. Учитывается проблема прерывности и непрерывности исторического развития общества. Возвращение в спять возможно, но не как полный регресс, а как подготовка к новой стадии, к скачку в развитии. Это соединение стадиальности и цикличности
Пример: теория О. Конта о законе трех стадий общественного развития: мифологической, теологической и позитивной. теория Г. Спенсера - рост общественной структуры ведет к дифференциации и затем к интеграции и гармонизации процессов. Теория Э. Тофлера о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном развитии. Пример: теория П. Сорокина изучение социальной динамики концентрирует внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского– 13 типов. Теория цивилизаций и культур Дж. Тойнби и О. Шпенглера. Пример: теория К. Маркса, развитие общества осуществляется по спирали, новые общественные формы борются со старыми, и сменяя их, не уничтожают совсем, а отрицают. Старые формации остаются в снятой форме и продолжают присутствовать при господстве новых форм, и возвращение к старым формам в процессе общественного развития возможно.


Формы социального развития

Эволюция Революция
Эволюционные процессы – постепенные, медленные преимущественно количественные преобразования в обществе приводящие к качественным изменениям, но не радикальным преобразованиям общественных отношений и социальной структуры. Революционные процессы – относительно быстрые, скачкообразные, преимущественно качественные изменения, кардинальным образом приводящие к смене всех общественных отношений и коренного изменения всей социальной структуры.
Основная форма соц. процессов – реформы и модернизация. Реформы– постепенное накопление изменений, модернизация общественных отношений с целью поддержания социального порядка и структуры. Модернизация – поэтапное усовершенствование в какой-либо сфере. Основная форма соц. процессов – революция. Революция – комплексная смена общественных отношений, коренное изменение соц. структур, затрагивающие основы существующего социального строя и приводящие к его смене.
Эволюционные теории. Теории порядка. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм – однородность не ведет к устойчивости, а усложнение взаимодействий и дифференциация внутри общества приводят к разделению функций между его частями, усилению их взаимозависимости и отбору наиболее устойчивых структурных отношений, тем самым к интеграции. Ф. Теннис – от традиционной сельской общины к современному индивидуалистическому, городскому обществу. Т. Парсонс Теория функционального порядка социальных систем. У. Ростоу, А. Тоффлер, Д.Белл, А.Турен - теории доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационное) общества. Революционные теории. Теории конфликта. К. Маркса и Ф. Энгельса– в зависимости от господствующего и зарождающегося способов производства изменяются и общественные отношения. Изменения от азиатского к рабовладельческому, за тем к феодальному и капиталистическому способам производства приводят изменение в общественных отношениях между господствующим и нарождающимися классами. Конфликт между классами разрешается при помощи социальной революции и установлении господства новых классов.
Теории культурно-исторических типов Акцент на многолинейности исторического развития обществ.
Н.Я. Данилевский - концепция развития отдельных культурно-исторических типов, которые проходят в своем развитии 4 фазы: 1) «бессознательной», этнографического материала; 2) государственного становления и формирования основных социальных институтов; 3) расцвет цивилизации; 4) упадок и смерть.
О. Шпенглер - 8 культурно-исторических типов(египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, майя, русско-сибирская культура. Все переживают рождение, молодость, зрелость, старость и закат.
Дж. Тойнби – 6 типов цивилизаций по реализации их предназначения в истории: 1) первичные, обособленные (египетская, андская); 2) первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, шанская, майя); 3) вторичные, дочерние (от шумерской – вавилонская и хеттская, от минойской – эллинистическая и сирийская, от индской – древнеиндийская, от шанской – древнекитайская, от майя – юкатанская и мексиканская; 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мосульманская, дальневосточно-японская); 5) застывшие (эскимосская, кочевая, османская, спартанская); 6) неразвившиеся (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).
П.А. Сорокин – на основе доминирующих принципов мировоззрения и способов познания действительности выделял 3 типа суперсистем: 1) спиритуалистическая (сверхчувственная реальность и истина), 2) сенсуалистическая (чувственность, ощущения), 3) идеалистическая (синтез интуиции, разума и чувственности).

1. Стадо предлюдей (австралопитек) – 5 млн. лет назад.

2. Разложение стада предлюдей – 2 млн. лет назад.

3. Стадо людей (праобщина) – 1,5 млн. лет назад.

4. Первобытная община (родоплеменной строй, кроманьонец) – 35 - 40 тыс. лет назад.

5. Соседская община – 10 тыс. лет назад (и до XX в.)

6. Раннее и зрелое государство – 5 тыс. лет назад (и до XX в.)