Иеремия (алехин). Русские старцы XXI века: игумен Иеремия (Алёхин)

4 августа (22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) .

Старец Иеремия был удивительной и яркой личностью среди современного православного монашества. И не только потому, что был старейшим игуменом на Афоне. Он воистину был подлинным духоносным старцем, благодаря которому и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) была преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье.

Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов его отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя.

Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.

Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!».

Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа.

И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планирует заниматься в дальнейшем?» – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера... Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось быть простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так, в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиаконы, а в следующем 1958 году, 27 января, – в иеромонахи.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, +1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. – наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на свои 100 лет, старец Иеремия по-прежнему не только неустанно нес молитвенный подвиг, но и продолжал до последнего дня заботиться об обители.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Сергей Шумило


В русском монастыре в честь святого великомученика Пантелеимона начались торжества по случаю 100-летнего юбилея игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), сообщает сайт «Русский Афон».

Накануне, 21 октября вечером в главном монастырском соборе началось всенощное бдение, на которое съехалось более 400 гостей со Святой Горы, из России, Украины, Молдовы, Грузии и других стран.

Праздничное богослужение возглавили специально прибывшие на торжества митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев), викарий Владимирской митрополии.

Для участия в торжествах и поздравления юбиляра в Пантелеимонов монастырь прибыли представители всех афонских обителей.

Свое поздравление игумену Иеремии направил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой предстоятель Русской церкви удостоил о. Иеремию ордена святого равноапостольного и великого князя Владимира I степени.

Поздравительные послания в адрес схиархимандрита Иеремии направили также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и многие другие православные иерархи из разных стран мира.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин). Биография

Будущий афонский игумен родился 22 октября (9 октября ст. ст.) 1915 года на хуторе Ново-Русском, в области Войска Донского (ныне - Луганская область), в семье крестьянина. При раскулачивании семья подверглась репрессиям и была выслана в Сибирь, где все его родные скончались.

Вернувшись на Украину со статусом сына «врага народа», он с 1935 по 1941 годы работал на металлургическом заводе имени Ильича в Мариуполе. За отказ от вступления в коммунистическую партию и исповедание православной веры он снова подвергся угрозе преследований и ареста.

В 1941 году во время немецкой оккупации Мариуполя был интернирован на принудительные работы в Германию, а в 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 года работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске.

В 1956 году поступил в Одесскую духовную семинарию и в том же году принят в братию Успенского мужского монастыря в городе Одессе.

17 января 1957 году был пострижен в монашество с именем Иеремия и 25 января рукоположен в сан иеродиакона. 27 января 1958 года был хиротонисан во иеромонаха, а уже в 1960 году по совету преподобного Кукши Одесского подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Лишь спустя четырнадцать лет ожидания разрешение было получено: 26 августа 1974 года в письме за №432 патриарх Константинопольский Димитрий в ответ на специальное послание патриарха Пимена (Извекова) сообщил, что из шести заявленных кандидатур только двоим монашествующим из СССР дано разрешение для поселения на Святой Горе.

Ввиду болезни одного из иноков 2 мая 1975 года в Пантелеимонов монастырь в составе специальной делегации от Русской православной церкви, направлявшейся на Афон для участия в пасхальных богослужениях, смог прибыть лишь иеромонах Иеремия. В 1975 году священнослужитель был удостоен сана архимандрита, а 10 апреля 1976 года был избран братией духовником монастыря.

В декабре 1978 года архимандрит Иеремия был избран наместником обители, а 5 июня 1979 года патриарх Константинопольский Димитрий I утвердил его избрание братией настоятелем (игуменом) Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. Торжественная интронизация состоялась 9 июня 1979 года.

В 2006 году, по афонской традиции, принял постриг в великую схиму.

В этом году исполняется ровно 40 лет, как о. Иеремия подвизается на Святой Горе. Более 35 лет он возглавляет русскую обитель святого Пантелеимона.

100-летний игумен посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, активно интересуется восстановительными работами в обители. Регулярно посещает сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, схиархимандрит Иеремия лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии.

По информации, полученной от насельников святогорских монастырей, в последние дни власти Афона были вынуждены ограничить выдачу диамонитирионов - въездных документов на Святую Гору - ввиду того, что в канун юбилея игумена русского монастыря от желающих поздравить о. Иеремию с юбилеем поступило слишком большое количество заявок, превышающее возможности святогорских обителей в плане размещения паломников.

4 августа (22 июля ст.ст.) 2016 г., на день памяти Почаевской иконы Божией Матери, на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), - сообщает корреспондент портала «Русский Афон» .

Преставился старец в 14 часов дня по афинскому времени, пребывая в светлом уме, мирно, тихо и безболезненно. Сразу же по преставлении была отслужена соборная панихида в присутствии всей братии обители и началось чтение неусыпаемого Евангелия, которое будет продолжаться до самого погребения. Отпевание и погребение состоится завтра, 5 августа, утром, по окончании заупокойной Божественной литургии.

Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Редакция портала «Русский Афон» выражает искренние соболезнования братии русской святогорской обители и возносит молитвы об упокоении незабвенного старца-игумена Иеремии. Вечная и светлая память почившему старцу! Верим, ныне Русская обитель на Афоне, вся Святая Гора и весь мир приобрели еще одного молитвенника и предстателя пред Богом на Небесах.

Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) был преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым грузчиком на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Будущему старцу на протяжении долгих четырех лет вновь довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера - чем планирует заниматься в дальнейшем? - ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, - во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника - бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение - это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

В миру Алёхин Яков Филиппович, родился 9 октября года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в православной казачьей семье Алёхиных. Крещён был в честь святого апостола Иакова Алфеева , в день которого родился. Кроме Якова у Филиппа и Татьяны Алёхиных было ещё трое старших сыновей: Иван, Василий и Тихон.

В 1928 или 1929 году семья была "раскулачена" и отправлена на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг - ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство.

"Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там её и похоронили, на пристани. Много детей поумирало"

Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путём будут добираться до Мариуполя.

Якова Алёхина поместили в лагерь. Однако начальник караула дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и отпустил на свободу. Яков пешком шёл на родину, пробираясь просёлочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. "Три года скитался, - рассказывал старец, - пешком шёл от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня...».

В одном селе Яков подошёл к окну и попросил хлеба. Жившая в этом доме вдова, у которой было двое детей, пожалела его и пригласила жить в свою семью. Там прожил он почти год. Это было в Татарии, село Кармалы . Своё проживание Яков отрабатывал тем, что трудился на хозяйском поле. В селе был действующий православный храм и велась обычная приходская жизнь, как будто и не было гонений.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник схиигумен Кукша (Величко) (+ 1964). Также в Одессе отец Иеремия близко сходится со схиархимандритом Пименом (Тишкевичем) (+ 1984).

По прибытии в монастырь и зачислении в братство отец Иеремия был назначен на послушание келаря. Старцы назначили его ризничним и ввели в Собор старцев монастыря.

Награды

  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1968)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго III степени (1984)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго I степени (2005)
  • орден преподобного Серафима Саровскаго I степени (2005)
  • орден святого апостола Андрея Первозваннаго УПЦ МП (2014)
  • патриарший наперсный крест (17 октября 2013, от патриарха Константинопольского Варфоломея)

Светские:

  • орден Почёта (Россия) (2000)
  • орден Дружбы (Россия) (2005)
  • орден святого благоверного князя Александра Невского (2005, Россия, общественная награда)
  • орден Александра Невского (2015, Россия, государственная награда)
  • медаль "В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013" (2015, Российский Императорский Дом)

После совершенной панихиды над телом новопреставленного старца начато непрерывное чтение Евангелия. Отпевание и погребение старца-игумена состоится 5 августа, сообщает портал «Русский Афон».

Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) был преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым грузчиком на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Будущему старцу на протяжении долгих четырех лет вновь довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? - ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, - во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение - это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Старец Иеремия до последних лет не только неустанно нес молитвенный подвиг, но и продолжал заботиться об обители.